Развивающий диалог «Венерина мухоловка» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Ваккер Светлана Александровна | |||
04.11.2022 15:14 | |||
Развивающий диалог «Венерина мухоловка» Цель: развитие творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольников. Задачи:
Оборудование: колокольчик, магнитная доска, листочки, карандаши или фломастеры, заранее приготовленные картинки, бумажная бабочка на леске. 1) Условный звуковой сигнал (колокольчик) Воспитатель: Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг, Справа друг и слева друг, Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Сядем рядышком по кругу 2) Приветствие Скажем, здравствуйте друг другу! Нам здороваться не лень Всем привет и добрый день, Если каждый улыбнется, Утро доброе начнется! Доброе утро ребята! 3) Личностно – ориентированные практики. Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга! Какие вы сегодня красивые! Все ли сегодня пришли в детский сад? Кого нет? А сколько девочек сегодня пришло? А мальчиков? А кого больше, девочек или мальчиков? Давайте пожелаем друг другу что-то хорошее. Что мы пожелаем Саше? Сереже? Наде? и т.д. 4) Работа с календарем природы. Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? (осень). Назовите признаки осени, давайте передавать друг другу мячик и называть по одному признаку. Какие изменения происходят в жизни животных осенью? В жизни птиц? Насекомых? Растений? 5) Новости дня. Воспитатель: Ты катись веселый мячик Быстро, быстро по рукам, У кого веселый мячик, Тот расскажет новость нам! Не забываем правило! Говорит тот, у кого в руках мячик! (Новость каждого ребенка зарисовывается и размещается на магнитной доске) Воспитатель: Ребята, а у меня для вас тоже есть новость! Я сегодня утром шла на работу и в траве увидела бабочку, она сложила свои красивые крылышки, и от холода, наверное, заснула, я взяла ее с собой в детский сад и посадила на окно, бабочка пригрелась на солнышке, проснулась и улетела. И теперь я не могу ее найти, ребята, вы не видели бабочку в группе? (сюрпризный момент, потянуть за леску и бабочка слетит со шкафа) Воспитатель: Ребята! А вот и бабочка к нам прилетела! Ой, она что то шепчет мне, бабочка хочет чтобы я рассказала вам одну очень интересную историю. Давайте послушаем. В древние незапамятные времена, когда Землёй правили боги, они спускались со своего Олимпа, чтобы обустраивать её и управлять людьми. Одна из богинь, богиня Флора, очень любила цветы. Она создала на Земле сад прекрасных растений. А в центре сделала пруд с лилиями и лотосами. Флора очень любила спускаться и отдыхать в саду, наслаждаясь своим творением. Однажды она заметила, что из сада стали исчезать её любимые цветы. Тогда богиня решила поселить в пруду самого злобного крокодила для охраны своих насаждений. Крокодил был настолько злой и прожорливый, что хватал и ел даже летающих насекомых. Флора никому не разрешала заходить в её сад. И чем больше она запрещала, тем больше другой богине, богине Венере, хотелось увидеть этот сад. Богиня Венера решила, во что бы то ни стало, попасть туда. Она превратилась в бабочку и полетела в сад Флоры. Она летела, наслаждаясь прекрасными видами и цветами, и не заметила, как подлетела к пруду. Крокодил увидел её и, раскрывая свою пасть, бросился на неё. Венера была очень проворной и ускользнула от зубов крокодила. Она очень рассердилась на него и решила наказать злобную рептилию. Богиня Венера превратила его в цветок, но в цветок непростой, а цветок-хищник, который назвала Дионея. Вместо зубастой пасти она подарила ему изящную ловушку с двумя створками и тонкими волосиками-зубчиками. Теперь «крокодил» не мог ни на кого нападать, а питаться лишь теми насекомыми, которые сами попадались к нему в ловушку. Крокодил лишился своего привычного обличия и повадок, но взамен приобрёл притягательную красоту и славу. Дионея стала цветком-хищником, одним из самых необычных растений на Земле. И получил в народе название Венерина мухоловка. Воспитатель: Понравилась вам история? Что интересного вы узнали? (ответы) А теперь внимательно послушайте вопрос! Проблемный вопрос: Венерина мухоловка – это растение или животное? (разместить на магнитной доске картинку растения в горшке и картинку вымышленного животного, настоящее изображение Венериной мухоловки детям не показывать) Ответы детей, рассуждения. Контраргумент детям, которые считают, что это растение. Воспитатель: Ребята, если это растение, как же оно может поедать насекомых? Давайте вспомним, что нужно растениям для жизни (свет, вода, почва) А давайте вспомним внешние признаки растения (корень, стебель, листья, цветок) Так значит это растение? (ответы детей, рассуждения, дискуссия) Контраргумент детям считающим, что это животное Воспитатель: Вот Саша считает, что это все-таки животное, если это животное, почему же у него есть листья? Оно зеленого цвета? (ответы детей, рассуждения) Если это животное, и оно поедает насекомых, значит, у него должны быть зубы? (ответы) Как же нам узнать как выглядит этот цветок – хищник? (ответы детей: зарисовать, слепить, сконструировать, переодеться) Давайте с вами определимся, кто будет рисовать цветок – хищник, кто лепить, кто конструировать, кто переодеваться в уголке ряжения (Уточнить у каждого ребенка в каком центре активности он будет работать) Если дети заинтересуются темой развивающего диалога, то традиционные занятия на этот день отменяются. Если интерес не пропадет в течение дня, на вечернем круге дать домашнее задания, дома с родителями найти в интернете или в энциклопедии информацию про то, как выглядит Венерина мухоловка. В моем случае, дети очень заинтересовались темой развивающего диалога, и целый день, лепили, рисовали, конструировали и представляли, как же выглядит цветок – хищник. На следующий день, на утреннем круге я поместила на магнитную доску, реальное фото как выглядит Венерина мухоловка, дети сразу же сказали, что с родителями нашли в интернете ту же самую информацию, и даже узнали много нового про Венерину мухоловку. Оказывается, она питается не только насекомыми, но и мелкими животными, лягушками, мышами и т.д. а еще ее можно вырастить дома, но очень сложно за ней ухаживать. Тут я опять задала проблемный вопрос: «Все-таки, Венерина мухоловка это животное или растение?» Мнения детей снова разделились. Кто – то из детей сказал, что это растение, но ведет себя как хищник, а хищник – это животное. В итоге мы с ребятами пришли к выводу, что на Земле существуют объекты, совмещающие в себе признаки двух предметов. Венерина мухоловка это растение – хищник, в котором объединились два признака – это растение и животное.
|