Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развивающий диалог «Венерина мухоловка»
Развивающие занятия
Автор: Ваккер Светлана Александровна   
04.11.2022 15:14

Развивающий диалог «Венерина мухоловка»Развивающий диалог «Венерина мухоловка»

Цель: развитие творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать умение находить противоположности.
  2. Уметь выявлять отличительные свойства объекта.
  3. Формировать умение сравнивать объект с другими, определять сходство и отличие.

Оборудование: колокольчик, магнитная доска, листочки, карандаши или фломастеры, заранее приготовленные картинки, бумажная бабочка на леске.

1) Условный звуковой сигнал (колокольчик)

Воспитатель: Колокольчик озорной,

 

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг,

Справа друг и слева друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Сядем рядышком по кругу

2) Приветствие

Скажем, здравствуйте друг другу!

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день,

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Доброе утро ребята!

3) Личностно – ориентированные практики.

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга! Какие вы сегодня красивые! Все ли сегодня пришли в детский сад? Кого нет? А сколько девочек сегодня пришло? А мальчиков? А кого больше, девочек или мальчиков? Давайте пожелаем друг другу что-то хорошее. Что мы пожелаем Саше? Сереже? Наде? и т.д.

4) Работа с календарем природы.

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? (осень).

Назовите признаки осени, давайте передавать друг другу мячик и называть по одному признаку. Какие изменения происходят в жизни животных осенью? В жизни птиц? Насекомых? Растений?

5) Новости дня.

Воспитатель: Ты катись веселый мячик

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Тот расскажет новость нам!

Не забываем правило! Говорит тот, у кого в руках мячик!

(Новость каждого ребенка зарисовывается и размещается на магнитной доске)

Воспитатель: Ребята, а у меня для вас тоже есть новость! Я сегодня утром шла на работу и в траве увидела бабочку, она сложила свои красивые крылышки, и от холода, наверное, заснула, я взяла ее с собой в детский сад и посадила на окно, бабочка пригрелась на солнышке, проснулась и улетела. И теперь я не могу ее найти, ребята, вы не видели бабочку в группе?

(сюрпризный момент, потянуть за леску и бабочка слетит со шкафа)

Воспитатель: Ребята! А вот и бабочка к нам прилетела! Ой, она что то шепчет мне, бабочка хочет чтобы я рассказала вам одну очень интересную историю. Давайте послушаем.

В древние незапамятные времена, когда Землёй правили боги, они спускались со своего Олимпа, чтобы обустраивать её и управлять людьми.

Одна из богинь, богиня Флора, очень любила цветы. Она создала на Земле сад прекрасных растений. А в центре сделала пруд с лилиями и лотосами. Флора очень любила спускаться и отдыхать в саду, наслаждаясь своим творением.

Однажды она заметила, что из сада стали исчезать её любимые цветы. Тогда богиня решила поселить в пруду самого злобного крокодила для охраны своих насаждений. Крокодил был настолько злой и прожорливый, что хватал и ел даже летающих насекомых.

Флора никому не разрешала заходить в её сад. И чем больше она запрещала, тем больше другой богине, богине Венере, хотелось увидеть этот сад. Богиня Венера решила, во что бы то ни стало, попасть туда. Она превратилась в бабочку и полетела в сад Флоры.

Она летела, наслаждаясь прекрасными видами и цветами, и не заметила, как подлетела к пруду. Крокодил увидел её и, раскрывая свою пасть, бросился на неё. Венера была очень проворной и ускользнула от зубов крокодила. Она очень рассердилась на него и решила наказать злобную рептилию. Богиня Венера превратила его в цветок, но в цветок непростой, а цветок-хищник, который назвала Дионея.

Вместо зубастой пасти она подарила ему изящную ловушку с двумя створками и тонкими волосиками-зубчиками. Теперь «крокодил» не мог ни на кого нападать, а питаться лишь теми насекомыми, которые сами попадались к нему в ловушку.

Крокодил лишился своего привычного обличия и повадок, но взамен приобрёл притягательную красоту и славу.

Дионея стала цветком-хищником, одним из самых необычных растений на Земле. И получил в народе название Венерина мухоловка.

Воспитатель: Понравилась вам история? Что интересного вы узнали? (ответы)

А теперь внимательно послушайте вопрос!

Проблемный вопрос:

Венерина мухоловка – это растение или животное? (разместить на магнитной доске картинку растения в горшке и картинку вымышленного животного, настоящее изображение Венериной мухоловки детям не показывать)

Ответы детей, рассуждения.

Контраргумент детям, которые считают, что это растение.

Воспитатель: Ребята, если это растение, как же оно может поедать насекомых?

Давайте вспомним, что нужно растениям для жизни (свет, вода, почва)

А давайте вспомним внешние признаки растения (корень, стебель, листья, цветок)

Так значит это растение? (ответы детей, рассуждения, дискуссия)

Контраргумент детям считающим, что это животное

Воспитатель: Вот Саша считает, что это все-таки животное, если это животное, почему же у него есть листья? Оно зеленого цвета? (ответы детей, рассуждения)

Если это животное, и оно поедает насекомых, значит, у него должны быть зубы? (ответы)

Как же нам узнать как выглядит этот цветок – хищник? (ответы детей: зарисовать, слепить, сконструировать, переодеться)

Давайте с вами определимся, кто будет рисовать цветок – хищник, кто лепить, кто конструировать, кто переодеваться в уголке ряжения (Уточнить у каждого ребенка в каком центре активности он будет работать)

Если дети заинтересуются темой развивающего диалога, то традиционные занятия на этот день отменяются. Если интерес не пропадет в течение дня, на вечернем круге дать домашнее задания, дома с родителями найти в интернете или в энциклопедии информацию про то, как выглядит Венерина мухоловка.

В моем случае, дети очень заинтересовались темой развивающего диалога, и целый день, лепили, рисовали, конструировали и представляли, как же выглядит цветок – хищник.

На следующий день, на утреннем круге я поместила на магнитную доску, реальное фото как выглядит Венерина мухоловка, дети сразу же сказали, что с родителями нашли в интернете ту же самую информацию, и даже узнали много нового про Венерину мухоловку. Оказывается, она питается не только насекомыми, но и мелкими животными, лягушками, мышами и т.д. а еще ее можно вырастить дома, но очень сложно за ней ухаживать.

Тут я опять задала проблемный вопрос: «Все-таки, Венерина мухоловка это животное или растение?»

Мнения детей снова разделились. Кто – то из детей сказал, что это растение, но ведет себя как хищник, а хищник – это животное.

В итоге мы с ребятами пришли к выводу, что на Земле существуют объекты, совмещающие в себе признаки двух предметов. Венерина мухоловка это растение – хищник, в котором объединились два признака – это растение и животное.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год