«Роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Маслова Ольга Евгеньевна | |||
27.09.2022 18:38 | |||
«Роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Мир ребенка причудливо переплетен с различными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, эмоциями. Чувство восприятия окружающего мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, побуждает к исследовательской деятельности и раскрывает творческие способности, присущие детству. Время дошкольного детства является особенным в развитии ребенка, в этот период постепенно созревают представления о мире, и этот процесс А.Н. Леонтьев называет «игровым освоением мира». Мы можем назвать его процессом игрового освоения общества – игровой социализацией; детство – это то время, когда игра является средоточием и основанием всех детских дел и увлечений, способом познания окружающего, проявления активности. Игра считается одним из основных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Чувство восприятия окружающего мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, побуждает к исследовательской деятельности и раскрывает творческие способности, присущие детству. Игра относится к культурным формам и видам деятельности.
Проблема формирования культуры игры у дошкольников чрезвычайно актуальна, так как многие аспекты игры интересны для исследования, но недостаточно изучены. Немалые трудности возникают при осуществлении обра-зовательного процесса в детских садах. Несмотря на аксиому «игра – ведущая/основная деятельность в дошкольном детстве», игра в практике дошкольных организаций не составляет «основное содержание детской жизни» (Л. И. Божович), а находится «на обочине жизнедеятельности» (Н. Я. Михайленко). Провозглашение «права на игру» остается на уровне декларации и не соблюдается. Воспитатели детских садов свободной детской игре предпочитают откровенное навязывание малоинтересных для детей мероприятий (инициируемых взрослыми проектов, непозволительно расширяющих содержание образования дополнительных услуг, репетиций к праздникам и пр.). Дошкольное образование должно развивать и обогащать детей новыми знаниями, формировать их познавательные интересы и способности. С помощью игр воспитатели учат дошкольников самостоятельно мыслить и в разных условиях использовать полученные знания в разных условиях и в соответствии с поставленной задачей. Содержанием игр является окружающая действительность: природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др. Игра современных детей (как самостоятельная) в большинстве своем – это однообразная и не усложненная деятельность, в которой:
Трудности в развитии игры в подобных условиях очевидны. В досуге современных детей большую негативную роль играют средства массовой информации, пропагандирующие мультипликационные фильмы и виртуальные игры агрессивного содержания. Все это происходит на фоне исчезновения дворовых сообществ как носителей игровой культуры, самоустранения педагогов от передачи игры детям в процессе жизнедеятельности в детском саду. Мы можем отметить, что сегодня наше игровое культурное пространство представлено неоднородно: с одной стороны, это насыщенная среда, в которой бытуют общественно выработанные способы реализации игрового потенциала личности (традиции игры), с другой – есть свидетельства утраты национально-культурного своеобразия игры. Игровая культура, бытующая в обществе, всегда способствует формированию культуры игры отдельной личности, но в настоящий момент происходит распространение тех игровых форм, которые транслируют антикультуру, ассимилируя культурные западные образцы. Духовно-творческая практика игровой культуры сменилась прагматично-потребительской. Появилась целая индустрия игры упрощенного содержания с ее мощным гедонистическим мотивом: не важен процесс поиска – важен процесс наслаждения, не нужен автономный партнер по игре – нужен управляемый, нет потребности в настоящем сопернике – есть виртуальный. Ученые, педагоги-практики, родители обеспокоены тем, что игра уходит из жизни общества как творческая, самобытная деятельность, в которой индивидуальное и коллективное начало сосуществуют, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Прежде всего тревожит то, что игра как свободная деятельность исчезает из жизни дворовых групп, дети и подростки не находят для себя интересные занятия, и подобная инфантильность переходит в форму реального поведения, когда досуг не планируется вовсе, и это становится нормой времяпрепровождения. В подобной ситуации необходимы исследования, раскрывающие стратегию и тактику возвращения игры как истинной культуры в жизнь общества, в котором учреждения образования и культуры должны явиться проводниками культурных форм, центрами игровой культуры и ее передачи подрастающему поколению. Между тем именно в игре создается определенная социальная ситуация развивающего характера, и она, стихийно или специально созданная, способствует социокультурному воспитанию личности. Воспитать культуру игры у ребенка, – значит привить ему общественно выработанные способы осуществления игровой деятельности и под влиянием этого определенные качества личности, обеспечивающие уровень взаимодействия его с окружающим миром на основе активного игрового мировосприятия, мироосвоения и мироприсвоения – все это и означает сформировать игровую культуру. В результате улучшения культурных форм игры конкретного ребенка и под ее воздействием происходит совершенствование внутренних свойств его личности – так формируется игровая культура малыша. Начиная от простейших форм игры – к сложносоставным индивидуальным и коллективным играм [2]. Отечественные психологи (В. В. Зеньковский, П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев и др.) раскрывают влияние игровой культуры общества на развитие детской личности. Это, прежде всего, развитие разнообразных видов воображения и мышления в процессе игры, становление мотивов, эмоциональной сферы и пр. Природа игры такова, что в самой ее сущности и структуре заложена идея положительного влияния на всестороннее развитие личности ребенка, но, тем не менее, есть опасность превратить игру в узкое средство образования. Ее действенное влияние на уровень физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания показано в достаточном количестве исследований, но и в них использование игры во многом берется узко дидактично. В действительности вопрос стоит гораздо шире: показать ребенку разнообразие культурного мира с целью формирования у него деятельностных и личностных качеств, имеющих игровую природу: способов познания и общения, отношений к миру, культурного поведения. Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности ребенка и способствует умственному, эмоциональному, социальному и нравственному развитию. Желание, стремления, эмоции, мысли и потребности ребенка быть активным в окружающей среде выдвигаются на первый план. Несмотря на то, что различные роли в игре являются продуктом воображения ребенка, ребенок может получить личный опыт о том, что является положительным, а что отрицательным в хорошем и плохом поведении. С помощью игр дети могут приобретать знания, опыт, развивать навыки и привычки, поэтому развивающие игры являются мощным инструментом образования. Игровая культура определяет уровень осознания и претворения в поведении ребенка его нравственно-ценностных ориентиров, способов социокультурной духовно-практической деятельности (игры) и взаимодействия с окружающей средой. Компонентами игровой культуры личности являются: эмотивный, когнитивно-практический (деятельностный), рефлексивный. Эмотивный компонент содержит природу игровой культуры ребенка, в которой освоение игрового пространства как сущностно жизненного, происходит в эмоционально-мотивационном поле, позволяющем привлечь малыша к значимой деятельности. Когнитивно-практический компонент отражает степень овладения ребенком необходимыми на данном возрастном и индивидуальном этапе развития игровыми знаниями и умениями, использования известных и неизвестных способов игровой деятельности, игрового поведения при взаимодействии с партнерами по игре или в индивидуальной игре. Рефлексивный компонент включает в себя сознательное отношение к собственной деятельности в лоне окружающей культуры, действия оценки, переосмысления воспринятого, сделанного, усвоенного; способность видеть себя как бы со стороны. Дошкольный возраст — это уникальный период жизни человека. Его особенность заключается в особой восприимчивости, чувствительности к усвоению окружающей действительности; в исследовательской, предметно-исследовательской, предметно-манипулятивной и познавательной деятельности дошкольника. Знания, в развлекательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, сильнее и легче, чем те, которые связаны с длительными упражнениями. Игровая культура личности отражает уровень восприятия ею окружающего культурного мира, возможности и способы его освоения, способности его воспроизведения. Игровая культура среды питает игровую культуру дошкольника, и обе культуры сегодня нуждаются в заботе и внимании со стороны окружающих взрослых. Необходим новый взгляд на формы существования игры и культуры в общественном пространстве. ЛИТЕРАТУРА
|