Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Развивающие занятия
Автор: Маслова Ольга Евгеньевна   
27.09.2022 18:38

«Роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста»«Роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Мир ребенка причудливо переплетен с различными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, эмоциями. Чувство восприятия окружающего мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, побуждает к исследовательской деятельности и раскрывает творческие способности, присущие детству.

Время дошкольного детства является особенным в развитии ребенка, в этот период постепенно созревают представления о мире, и этот процесс А.Н. Леонтьев называет «игровым освоением мира». Мы можем назвать его процессом игрового освоения общества – игровой социализацией; детство – это то время, когда игра является средоточием и основанием всех детских дел и увлечений, способом познания окружающего, проявления активности. Игра считается одним из основных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Чувство восприятия окружающего мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, побуждает к исследовательской деятельности и раскрывает творческие способности, присущие детству. Игра относится к культурным формам и видам деятельности.

 

Проблема формирования культуры игры у дошкольников чрезвычайно актуальна, так как многие аспекты игры интересны для исследования, но недостаточно изучены. Немалые трудности возникают при осуществлении обра-зовательного процесса в детских садах. Несмотря на аксиому «игра – ведущая/основная деятельность в дошкольном детстве», игра в практике дошкольных организаций не составляет «основное содержание детской жизни» (Л. И. Божович), а находится «на обочине жизнедеятельности» (Н. Я. Михайленко). Провозглашение «права на игру» остается на уровне декларации и не соблюдается. Воспитатели детских садов свободной детской игре предпочитают откровенное навязывание малоинтересных для детей мероприятий (инициируемых взрослыми проектов, непозволительно расширяющих содержание образования дополнительных услуг, репетиций к праздникам и пр.).

Дошкольное образование должно развивать и обогащать детей новыми знаниями, формировать их познавательные интересы и способности. С помощью игр воспитатели учат дошкольников самостоятельно мыслить и в разных условиях использовать полученные знания в разных условиях и в соответствии с поставленной задачей. Содержанием игр является окружающая действительность: природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.

Игра современных детей (как самостоятельная) в большинстве своем – это однообразная и не усложненная деятельность, в которой:

  • малоразвит сюжет;
  • примитивны способы взаимодействия партнеров;
  • стереотипны игровые действия и поведение участников;
  • отражается индивидуализированный тип существования личности в культуре;
  • игровая ситуация проходит в готовых стационарных средовых условиях игровой стандартно оборудованной комнаты;
  • деятельность ребенка во многом регулируется со стороны взрослых.

Трудности в развитии игры в подобных условиях очевидны. В досуге современных детей большую негативную роль играют средства массовой информации, пропагандирующие мультипликационные фильмы и виртуальные игры агрессивного содержания. Все это происходит на фоне исчезновения дворовых сообществ как носителей игровой культуры, самоустранения педагогов от передачи игры детям в процессе жизнедеятельности в детском саду.

Мы можем отметить, что сегодня наше игровое культурное пространство представлено неоднородно: с одной стороны, это насыщенная среда, в которой бытуют общественно выработанные способы реализации игрового потенциала личности (традиции игры), с другой – есть свидетельства утраты национально-культурного своеобразия игры. Игровая культура, бытующая в обществе, всегда способствует формированию культуры игры отдельной личности, но в настоящий момент происходит распространение тех игровых форм, которые транслируют антикультуру, ассимилируя культурные западные образцы. Духовно-творческая практика игровой культуры сменилась прагматично-потребительской. Появилась целая индустрия игры упрощенного содержания с ее мощным гедонистическим мотивом: не важен процесс поиска – важен процесс наслаждения, не нужен автономный партнер по игре – нужен управляемый, нет потребности в настоящем сопернике – есть виртуальный.

Ученые, педагоги-практики, родители обеспокоены тем, что игра уходит из жизни общества как творческая, самобытная деятельность, в которой индивидуальное и коллективное начало сосуществуют, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Прежде всего тревожит то, что игра как свободная деятельность исчезает из жизни дворовых групп, дети и подростки не находят для себя интересные занятия, и подобная инфантильность переходит в форму реального поведения, когда досуг не планируется вовсе, и это становится нормой времяпрепровождения.

В подобной ситуации необходимы исследования, раскрывающие стратегию и тактику возвращения игры как истинной культуры в жизнь общества, в котором учреждения образования и культуры должны явиться проводниками культурных форм, центрами игровой культуры и ее передачи подрастающему поколению.

Между тем именно в игре создается определенная социальная ситуация развивающего характера, и она, стихийно или специально созданная, способствует социокультурному воспитанию личности.

Воспитать культуру игры у ребенка, – значит привить ему общественно выработанные способы осуществления игровой деятельности и под влиянием этого определенные качества личности, обеспечивающие уровень взаимодействия

его с окружающим миром на основе активного игрового мировосприятия, мироосвоения и мироприсвоения – все это и означает сформировать игровую культуру.

В результате улучшения культурных форм игры конкретного ребенка и под ее воздействием происходит совершенствование внутренних свойств его личности – так формируется игровая культура малыша. Начиная от простейших форм игры – к сложносоставным индивидуальным и коллективным играм [2].

Отечественные психологи (В. В. Зеньковский, П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев и др.) раскрывают влияние игровой культуры общества на развитие детской личности. Это, прежде всего, развитие разнообразных видов воображения и мышления в процессе игры, становление мотивов, эмоциональной сферы и пр. Природа игры такова, что в самой ее сущности и структуре заложена идея положительного влияния на всестороннее развитие личности ребенка, но, тем не менее, есть опасность превратить игру в узкое средство образования. Ее действенное влияние на уровень физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания показано в достаточном количестве исследований, но и в них использование игры во многом берется узко дидактично. В действительности вопрос стоит гораздо шире: показать ребенку разнообразие культурного мира с целью формирования у него деятельностных и личностных качеств, имеющих игровую природу: способов познания и общения, отношений к миру, культурного поведения.

Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности ребенка и способствует умственному, эмоциональному, социальному и нравственному развитию. Желание, стремления, эмоции, мысли и потребности ребенка быть активным в окружающей среде выдвигаются на первый план. Несмотря на то, что различные роли в игре являются продуктом воображения ребенка, ребенок может получить личный опыт о том, что является положительным, а что отрицательным в хорошем и плохом поведении. С помощью игр дети могут приобретать знания, опыт, развивать навыки и привычки, поэтому развивающие игры являются мощным инструментом образования.

Игровая культура определяет уровень осознания и претворения в поведении ребенка его нравственно-ценностных ориентиров, способов социокультурной духовно-практической деятельности (игры) и взаимодействия с окружающей средой. Компонентами игровой культуры личности являются: эмотивный, когнитивно-практический (деятельностный), рефлексивный.

Эмотивный компонент содержит природу игровой культуры ребенка, в которой освоение игрового пространства как сущностно жизненного, происходит в эмоционально-мотивационном поле, позволяющем привлечь малыша к значимой деятельности.

Когнитивно-практический компонент отражает степень овладения ребенком необходимыми на данном возрастном и индивидуальном этапе развития игровыми знаниями и умениями, использования известных и неизвестных способов игровой деятельности, игрового поведения при взаимодействии с партнерами по игре или в индивидуальной игре.

Рефлексивный компонент включает в себя сознательное отношение к собственной деятельности в лоне окружающей культуры, действия оценки, переосмысления воспринятого, сделанного, усвоенного; способность видеть себя как бы со стороны.

Дошкольный возраст — это уникальный период жизни человека. Его особенность заключается в особой восприимчивости, чувствительности к усвоению окружающей действительности; в исследовательской, предметно-исследовательской, предметно-манипулятивной и познавательной деятельности дошкольника.

Знания, в развлекательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, сильнее и легче, чем те, которые связаны с длительными упражнениями.

Игровая культура личности отражает уровень восприятия ею окружающего культурного мира, возможности и способы его освоения, способности его воспроизведения. Игровая культура среды питает игровую культуру дошкольника, и обе культуры сегодня нуждаются в заботе и внимании со стороны окружающих взрослых. Необходим новый взгляд на формы существования игры и культуры в общественном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн: Дизайн-ПРО, 1998.
  2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  3. Губанова Н.Ф., Губанов М.В. Социокультурное развитие личности ребенка: монография. – Коломна: ГСГУ, 2017.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год