Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развивающие занятия
Автор: Татаринова Анна Дмитриевна   
14.09.2022 20:52

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СЕНСОМОТОРИКА – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция). Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Восприятие – при восприятии отдельные образы и ощущения объединяются в целостные образы вещей и событий. Если рассматривать восприятие с точки зрения деятельного подхода, то можно определить его как, сложную, познавательную деятельность, включающую в себя, целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. На основе перцептивного действия ребенок воспринимает наиболее характерные для данного предмета или ситуации качества, составляет на их основе устойчивые образы и соотносит эти образы с предметами окружающего мира. Александр Владимирович Запорожец (известный советский психолог) предложил термин для таких образов – сенсорные эталоны, и определил его как, обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Моторика – двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Моторику делят на крупную и мелкую. Сенсомоторное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития человека. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Урунтаева Галина Анатольевна (известный и уважаемый психолог) выделяет три периода сенсомоторного развития: младенчество, раннее детство и дошкольный возраст. Нас интересует в большей степени дошкольный возраст, который делится на младший, средний и старший дошкольный возраст. К этому периоду:

  • зрительное восприятие становится одним из ведущих;
  • осваиваются сенсорные эталоны;
  • возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
  • восприятие становится всё более интеллектуальным. Отечественная психологическая наука выделяет два основных сенсомоторных метода: обследование и сравнение.

Уже к старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, т. е. от внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Как же должно проходить сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме? На пятом году жизни ребенок прыгает попеременно на одной или другой ноге, самостоятельно поднимается вверх по лестнице, может скользить на двух ногах. В этом возрасте совершенствуются ранее приобретенные умения, появляются новые интересы. Ребенок пишет по трафаретам цифры и буквы, а это уже шаг к освоению «грамоты» и подготовка руки к письму. Рисует карандашами, цветными мелками, рисует человека и изображает элементы его одежды, копирует геометрические фигуры. Складывает постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки, застегивает пуговицы. Словарный запас достигает двух тысяч слов, пользуется всеми частями речи (кроме деепричастия), всеми грамматическими формами, может пересказывать. В шесть лет ребенок осваивает более сложные способы «ручного труда» (резание, склеивание, сгибание, наматывание, пересыпание, складывание), используя подсобные и природные материалы (ткань, бумагу, проволоку, фольгу, листья деревьев), применяет различные орудия труда и инструменты (ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, грабли, лопаты). Ребенок хорошо прыгает, бегает, катается на двухколесном велосипеде, на коньках, на лыжах. В 5-7 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие. Примерно в этом возрасте заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга. К возрасту 6-8 лет ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков начинает занимать зрительно-моторная координация. К концу дошкольного возраста в норме у детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий. Онтогенез сенсомоторики ребенка в психолого-педагогической литературе исследован достаточно полно многими авторами. Можно проследить взаимосвязь развития моторики и сенсорики с созреванием соответствующих зон головного мозга. Развитие детской речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В головном мозге проекция кисти руки расположена очень близко с речевой моторной зоной. В настоящее время отмечается рост количества детей с различной речевой патологией, при этом увеличилось количество дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Это связано с тем, что в последние годы все больше рождается детей с перинатальным поражением центральной системы, которое в последующем приводит к отклонениям в психофизическом и речевом развитии. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, взаимодействие различных упражнений, направленных на тренировку тонких движений пальцев рук являются мощным средством повышения уровня развития речи. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов. У детей с речевой патологией выявляется отставание в развитии всей моторной сферы, которое проявляется в плохой координации движений, снижении скорости и качестве выполнения заданных движений. При этом наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ТНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении движений по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность воспроизведения элементов действия, опускают его составные части, упрощают программу деятельности. У них отмечается плохая координация пальцев руки, недоразвитие мелкой моторики. Прекрасен и разнообразен окружающий мир. Для детей он таит множество открытий. Для ребёнка с тяжёлым нарушением речи самостоятельное познание мира затруднено. Без помощи взрослого, он воспринимает окружающий мир поверхностно. Исследования показывают, что у детей с ТНР не сформированы познавательные и моторные функции. Они испытывают трудности в зрительном и тактильном восприятии и осмыслении впечатлений. Дети затрудняются соединять сенсорный опыт со словом. Зачастую слова, обозначающие сенсорные эталоны употребляются неправильно из-за нарушения слухового восприятия и фонематического слуха. Дети, имеющие проблемы в развитии речи, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и её смысловой единицы – слове, формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Таким образом, проблема сенсомоторного развития детей с ТНР приобретает всё большее значение. Сенсомоторное развитие – фундамент речевого развития ребёнка, и необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка, совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, ощущение собственного тела.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год