Проект по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста «Радуга эмоций» |
Развивающие занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Макарова Людмила | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.07.2022 18:05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста «Радуга эмоций» ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор» Подготовила: педагог-психолог Макарова Л.А. Смоленск 2022 Актуальность проблемы: Эмоции играют огромную роль в жизни детей, помогая ребенку воспринимать действительность и реагировать на нее. Специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда вытекают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы детей. Цель проекта — создание системы работы по развитию и укреплению у детей раннего и младшего дошкольного возраста эмоциональной сферы. Участники проекта:
Задачи:
Новизна проекта:
Ожидаемый результат:
Основные средства реализации проекта
Реализация проекта осуществляться в 4 этапа 1 этап – подготовительный Сроки: май – октябрь 2021 г. Цель: выявить детей с нарушениями в развитии эмоциональной сферы; анализ и совершенствование условий дома ребенка по дальнейшему развитию эмоциональной сферы детей. Содержание: Диагностические исследования, разработка целевых программ и методических разработок, преобразование предметно-пространственной среды. Ожидаемый результат: Создан комплект методических разработок по профилактике нарушения и коррекции эмоциональной сферы у детей. 2 этап – практический Сроки: сентябрь 2021 г. – апрель 2022 г. Цель: создание и апробирование системы работы по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Содержание: Организация занятий с детьми, консультации педагогов и специалистов дома ребенка. Ожидаемые результаты: Запущена к апробации система занятий с участниками образовательного процесса, воздействующая на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста. 3 этап – заключительный Сроки: май – сентябрь 2022 г. Цель: Оценка эффективности реализации проекта на основе анализа мониторинга. Содержание: Анализ проведенной работы. Отбор наиболее эффективных методик и технологий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Ожидаемые результаты:
4 этап – рефлексивный Цель: Анализ результатов проекта. Содержание: Научно-методическое оформление результатов. Распространение опыта работы: распространение педагогического опыта, публикация проекта и результатов мониторинга СМИ, на личной странице сайта работников образования. План действий по реализации проекта
Список литературы
Приложение 1 Методика «Паровозик» Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет. Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне. Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.". Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики. Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка. Обработка данных. 1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую. 2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую. 3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию. Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени. Оценка результатов 4 балла — позитивное психическое состояние 3 балла — негативное психическое состояние низкой степени 2 балла — негативное психическое состояние средней степени 1 балл — негативное психическое состояние высокой степени Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %. Оценка результатов: 70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК); 42 — 69 % — средняя сБПК; 26 — 41, 9 % — незначительная сБПК; 0 — 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК); -1 до — 25% -средняя сНПК; — 26 % и ниже — сильная сНПК. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005 г. Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Уровни оценки: Оценка результатов 4 балла — позитивное психическое состояние; 3 балла — негативное психическое; состояние низкой степени; 2 балла — негативное психическое состояние средней степени; 1 балл — негативное психическое состояние высокой степени.
|