Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста «Радуга эмоций»
Развивающие занятия
Автор: Макарова Людмила   
24.07.2022 18:05

Проект по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста «Радуга эмоций»Проект по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста «Радуга эмоций»

ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор»

Подготовила: педагог-психолог Макарова Л.А. Смоленск 2022

Актуальность проблемы:

Эмоции играют огромную роль в жизни детей, помогая ребенку воспринимать действительность и реагировать на нее. Специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда вытекают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы детей.

 Скачать проект

Цель проекта — создание системы работы по развитию и укреплению у детей раннего и младшего дошкольного возраста эмоциональной сферы.

Участники проекта:

  • Дети дома ребенка раннего и младшего дошкольного возраста;
  • педагог-психолог – осуществляет:
  • диагностику эмоциональной сферы;
  • развитие психических процессов, эмоциональной сферы;
  • координируют работу участников проекта;
  • педагоги-специалисты – осуществляют работу по развитию эмоциональной сферы детей в разных направлениях деятельности;
  • воспитатели – осуществляют совместную деятельность с детьми направленную на развитие эмоциональной сферы.

Задачи:

  • разработать и внедрить в работу программно — методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по профилактике нарушений и коррекции эмоциональной сферы у детей;
  • повысить педагогическую компетенцию педагогов в работе с детьми, имеющими нарушения в эмоциональной сфере;
  • провести диагностику развития эмоциональной сферы;
  • обеспечить предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоциональной сферы;

Новизна проекта:

  • Создана интегрированная модель образовательного процесса по развитию эмоциональной сферы детей.
  • Разработка и внедрение в работу программы по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста «Палитра эмоций».
  • Создание комплекса координационных мер по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в данной проблематике.

Ожидаемый результат:

  • У детей, воспитывающихся, в условиях дома ребенка повысился уровень эмоционального развития.

Основные средства реализации проекта

  • Психологическое сопровождение процесса освоения современных психолого-педагогических технологий: арт-терапии, сказкотерапия, песочной терапии, музыкотерапии, игротерапии и др. по разным направлениям учебно-воспитательного процесса, способствующих укреплению и развитию эмоциональной сферы детей.
  • “Палитра эмоций” – занятия по коррекции и профилактике нарушений эмоциональной сферы в сенсорной комнате.
  • «Песочные картинки» — занятия песочной терапией, направленные на снятие психо-эмоционального напряжения у детей.
  • Тренинг для педагогов и специалистов — занятия по укреплению эмоционально-личностной сферы.
  • Организация консультативного пункта для родителей.

Реализация проекта осуществляться в 4 этапа

1 этап – подготовительный

Сроки: май – октябрь 2021 г.

Цель: выявить детей с нарушениями в развитии эмоциональной сферы; анализ и совершенствование условий дома ребенка по дальнейшему развитию эмоциональной сферы детей.

Содержание:

Диагностические исследования, разработка целевых программ и методических разработок, преобразование предметно-пространственной среды.

Ожидаемый результат:

Создан комплект методических разработок по профилактике нарушения и коррекции эмоциональной сферы у детей.

2 этап – практический

Сроки: сентябрь 2021 г. – апрель 2022 г.

Цель: создание и апробирование системы работы по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Содержание:

Организация занятий с детьми, консультации педагогов и специалистов дома ребенка.

Ожидаемые результаты:

Запущена к апробации система занятий с участниками образовательного процесса, воздействующая на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

3 этап – заключительный

Сроки: май – сентябрь 2022 г.

Цель: Оценка эффективности реализации проекта на основе анализа мониторинга.

Содержание:

Анализ проведенной работы. Отбор наиболее эффективных методик и технологий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  • Создана и апробирована система работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы;
  • Снизился уровень тревожности, страхов, агрессии, застенчивости;
  • Повысился уровень самооценки;
  • У детей повысился уровень развития психических процессов.

4 этап – рефлексивный

Цель: Анализ результатов проекта.

Содержание:

Научно-методическое оформление результатов. Распространение опыта работы: распространение педагогического опыта, публикация проекта и результатов мониторинга СМИ, на личной странице сайта работников образования.

План действий по реализации проекта

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Ожидаемый результат

Работа с педагогами

Изучение научно-методической литературы, опыта работы по развитию и профилактике эмоционально-личностной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Самообразование и саморазвитие.

Занятия в творческих мастерских (в творческих группах).

Участие в вебинарах, семинарах,

конференциях.

1 этап

Педагог-психолог

Подборка и анализ материала по данной проблематике

Пополнение инструментария педагогического персонала информационными и диагностическими материалами

Разработка памяток, рекомендаций, диагностических методик.

1 этап

Педагог-психолог.

Учебно-дидактические комплекты, для ведения диагностической работы.

Формирование теоретической готовности педагогов в области эмоционально-личностной сферы детей

Лекционно-образовательная работа по вопросам плохого эмоционального развития детей.

Консультация педагогов: «Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте»

1 этап

Педагог-психолог.

Учебно-методические комплексы к проведению лекционно-семинарских занятий.

Повышение знаний педагогов, о детях имеющих личностные расстройства.

Работа с детьми

Диагностика

Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики

1 этап

Педагог-психолог

Выявлена группа детей с нарушениями в эмоциональной сфере.

Анализ результатов стартовой и итоговой диагностики.

Развитие

эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста,

Занятия разной направленности с использованием психолого-педагогических технологий с акцентом воздействия на эмоционально-личностную сферу.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Цикл занятий по тактильно-эмоциональному развитию

Цикл занятий

“В гостях у сказки” для развития эмоциональной сферы детей.

Сеансы релаксации, музыкотерапии, сказкотерапии,

игротерапии,

песочной терапии.

Занятия в кружках для детей дома ребенка.

Программа кружковой работы педагога-психолога «Песочные картинки».

2 этап

педагоги-специалисты: музыкальные руководители, руководитель изостудии, воспитатель-эколог, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию.

педагог-психолог.

Воспитатели групп.

Повышение уровня развития эмоционально-личностной сферы детей.

Повышение уровня физической подготовлен

ности

Снижение уровня тревожности, агрессивности, застенчивости, повышение самооценки

Улучшение поведенческих проявлений

Повышение уровня самостоятель-ности, коммуникации и социализации

Повысился уровень развития психических процессов

Работа с родителями

Подготовка родителей к воспитанию эмоционально здорового ребенка.

Изучение интересов и запросов родителей.

(индивидуальные консультации).

В течение всего времени реализации

проекта

 

Повышение педагогической грамотности и заинтересован-ности родителей в вопросах гармоничного воспитания и образования детей

Улучшение психологического климата в коллективе дома ребенка, развитие эмоционально-личностной сферы всех участников образовательного процесса.

Проведение консультаций

“Здоровый педагог – здоровый ребенок».

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания»

3 этап проекта

 Педагог – психолог

 

Рефлексия

Распространение опыта

Анализ результатов реализации проекта

Публикация

4 этап

Педагог - психолог

Повышение уровня проф. компетенции

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: “Феникс, 1996
  3. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
  4. А.А. Романов Игротерапия: как преодолеет агрессивность у детей. М.6 Школьная Пресса, 2003.
  5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: — СПб.: Речь, 2008.
  6. О.А. Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
  8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: “Владос” – 1996.
  9. Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2004.
  10. Т. П. Трясорукова Трогательные игры от 0 до 1года. — Ростов — на –Дону: Феникс, — 2020.
  11. Internet ресурсы.

Приложение 1

Методика «Паровозик»

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне. Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.". Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики. Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка. Обработка данных. 1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую. 2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую. 3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию. Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);

при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени. Оценка результатов 4 балла — позитивное психическое состояние 3 балла — негативное психическое состояние низкой степени 2 балла — негативное психическое состояние средней степени 1 балл — негативное психическое состояние высокой степени Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %. Оценка результатов: 70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК); 42 — 69 % — средняя сБПК; 26 — 41, 9 % — незначительная сБПК; 0 — 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК); -1 до — 25% -средняя сНПК; — 26 % и ниже — сильная сНПК.

Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005 г.

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Уровни оценки:

Оценка результатов

4 балла — позитивное психическое состояние;

3 балла — негативное психическое;

состояние низкой степени;

2 балла — негативное психическое состояние средней степени;

1 балл — негативное психическое состояние высокой степени.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год