Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста «Радуга эмоций»
Развивающие занятия
Автор: Макарова Людмила   
24.07.2022 18:05

Проект по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста «Радуга эмоций»Проект по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста «Радуга эмоций»

ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор»

Подготовила: педагог-психолог Макарова Л.А. Смоленск 2022

Актуальность проблемы:

Эмоции играют огромную роль в жизни детей, помогая ребенку воспринимать действительность и реагировать на нее. Специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда вытекают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы детей.

 Скачать проект

Цель проекта — создание системы работы по развитию и укреплению у детей раннего и младшего дошкольного возраста эмоциональной сферы.

Участники проекта:

  • Дети дома ребенка раннего и младшего дошкольного возраста;
  • педагог-психолог – осуществляет:
  • диагностику эмоциональной сферы;
  • развитие психических процессов, эмоциональной сферы;
  • координируют работу участников проекта;
  • педагоги-специалисты – осуществляют работу по развитию эмоциональной сферы детей в разных направлениях деятельности;
  • воспитатели – осуществляют совместную деятельность с детьми направленную на развитие эмоциональной сферы.

Задачи:

  • разработать и внедрить в работу программно — методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по профилактике нарушений и коррекции эмоциональной сферы у детей;
  • повысить педагогическую компетенцию педагогов в работе с детьми, имеющими нарушения в эмоциональной сфере;
  • провести диагностику развития эмоциональной сферы;
  • обеспечить предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоциональной сферы;

Новизна проекта:

  • Создана интегрированная модель образовательного процесса по развитию эмоциональной сферы детей.
  • Разработка и внедрение в работу программы по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста «Палитра эмоций».
  • Создание комплекса координационных мер по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в данной проблематике.

Ожидаемый результат:

  • У детей, воспитывающихся, в условиях дома ребенка повысился уровень эмоционального развития.

Основные средства реализации проекта

  • Психологическое сопровождение процесса освоения современных психолого-педагогических технологий: арт-терапии, сказкотерапия, песочной терапии, музыкотерапии, игротерапии и др. по разным направлениям учебно-воспитательного процесса, способствующих укреплению и развитию эмоциональной сферы детей.
  • “Палитра эмоций” – занятия по коррекции и профилактике нарушений эмоциональной сферы в сенсорной комнате.
  • «Песочные картинки» — занятия песочной терапией, направленные на снятие психо-эмоционального напряжения у детей.
  • Тренинг для педагогов и специалистов — занятия по укреплению эмоционально-личностной сферы.
  • Организация консультативного пункта для родителей.

Реализация проекта осуществляться в 4 этапа

1 этап – подготовительный

Сроки: май – октябрь 2021 г.

Цель: выявить детей с нарушениями в развитии эмоциональной сферы; анализ и совершенствование условий дома ребенка по дальнейшему развитию эмоциональной сферы детей.

Содержание:

Диагностические исследования, разработка целевых программ и методических разработок, преобразование предметно-пространственной среды.

Ожидаемый результат:

Создан комплект методических разработок по профилактике нарушения и коррекции эмоциональной сферы у детей.

2 этап – практический

Сроки: сентябрь 2021 г. – апрель 2022 г.

Цель: создание и апробирование системы работы по развитию эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Содержание:

Организация занятий с детьми, консультации педагогов и специалистов дома ребенка.

Ожидаемые результаты:

Запущена к апробации система занятий с участниками образовательного процесса, воздействующая на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

3 этап – заключительный

Сроки: май – сентябрь 2022 г.

Цель: Оценка эффективности реализации проекта на основе анализа мониторинга.

Содержание:

Анализ проведенной работы. Отбор наиболее эффективных методик и технологий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  • Создана и апробирована система работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы;
  • Снизился уровень тревожности, страхов, агрессии, застенчивости;
  • Повысился уровень самооценки;
  • У детей повысился уровень развития психических процессов.

4 этап – рефлексивный

Цель: Анализ результатов проекта.

Содержание:

Научно-методическое оформление результатов. Распространение опыта работы: распространение педагогического опыта, публикация проекта и результатов мониторинга СМИ, на личной странице сайта работников образования.

План действий по реализации проекта

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Ожидаемый результат

Работа с педагогами

Изучение научно-методической литературы, опыта работы по развитию и профилактике эмоционально-личностной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Самообразование и саморазвитие.

Занятия в творческих мастерских (в творческих группах).

Участие в вебинарах, семинарах,

конференциях.

1 этап

Педагог-психолог

Подборка и анализ материала по данной проблематике

Пополнение инструментария педагогического персонала информационными и диагностическими материалами

Разработка памяток, рекомендаций, диагностических методик.

1 этап

Педагог-психолог.

Учебно-дидактические комплекты, для ведения диагностической работы.

Формирование теоретической готовности педагогов в области эмоционально-личностной сферы детей

Лекционно-образовательная работа по вопросам плохого эмоционального развития детей.

Консультация педагогов: «Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте»

1 этап

Педагог-психолог.

Учебно-методические комплексы к проведению лекционно-семинарских занятий.

Повышение знаний педагогов, о детях имеющих личностные расстройства.

Работа с детьми

Диагностика

Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики

1 этап

Педагог-психолог

Выявлена группа детей с нарушениями в эмоциональной сфере.

Анализ результатов стартовой и итоговой диагностики.

Развитие

эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста,

Занятия разной направленности с использованием психолого-педагогических технологий с акцентом воздействия на эмоционально-личностную сферу.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Цикл занятий по тактильно-эмоциональному развитию

Цикл занятий

“В гостях у сказки” для развития эмоциональной сферы детей.

Сеансы релаксации, музыкотерапии, сказкотерапии,

игротерапии,

песочной терапии.

Занятия в кружках для детей дома ребенка.

Программа кружковой работы педагога-психолога «Песочные картинки».

2 этап

педагоги-специалисты: музыкальные руководители, руководитель изостудии, воспитатель-эколог, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию.

педагог-психолог.

Воспитатели групп.

Повышение уровня развития эмоционально-личностной сферы детей.

Повышение уровня физической подготовлен

ности

Снижение уровня тревожности, агрессивности, застенчивости, повышение самооценки

Улучшение поведенческих проявлений

Повышение уровня самостоятель-ности, коммуникации и социализации

Повысился уровень развития психических процессов

Работа с родителями

Подготовка родителей к воспитанию эмоционально здорового ребенка.

Изучение интересов и запросов родителей.

(индивидуальные консультации).

В течение всего времени реализации

проекта

 

Повышение педагогической грамотности и заинтересован-ности родителей в вопросах гармоничного воспитания и образования детей

Улучшение психологического климата в коллективе дома ребенка, развитие эмоционально-личностной сферы всех участников образовательного процесса.

Проведение консультаций

“Здоровый педагог – здоровый ребенок».

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания»

3 этап проекта

 Педагог – психолог

 

Рефлексия

Распространение опыта

Анализ результатов реализации проекта

Публикация

4 этап

Педагог - психолог

Повышение уровня проф. компетенции

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: “Феникс, 1996
  3. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
  4. А.А. Романов Игротерапия: как преодолеет агрессивность у детей. М.6 Школьная Пресса, 2003.
  5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: — СПб.: Речь, 2008.
  6. О.А. Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
  8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: “Владос” – 1996.
  9. Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2004.
  10. Т. П. Трясорукова Трогательные игры от 0 до 1года. — Ростов — на –Дону: Феникс, — 2020.
  11. Internet ресурсы.

Приложение 1

Методика «Паровозик»

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне. Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.". Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики. Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка. Обработка данных. 1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую. 2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую. 3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию. Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);

при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени. Оценка результатов 4 балла — позитивное психическое состояние 3 балла — негативное психическое состояние низкой степени 2 балла — негативное психическое состояние средней степени 1 балл — негативное психическое состояние высокой степени Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %. Оценка результатов: 70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК); 42 — 69 % — средняя сБПК; 26 — 41, 9 % — незначительная сБПК; 0 — 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК); -1 до — 25% -средняя сНПК; — 26 % и ниже — сильная сНПК.

Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005 г.

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Уровни оценки:

Оценка результатов

4 балла — позитивное психическое состояние;

3 балла — негативное психическое;

состояние низкой степени;

2 балла — негативное психическое состояние средней степени;

1 балл — негативное психическое состояние высокой степени.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год