Социально-коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Рассмотрим содержание психолого-педагогической работы по каждой из задач.
- Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа
- воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей
- уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов
- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения
- знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда
- расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой
- формировать позицию гражданина своей страны
- формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях
- совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх
- поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию
- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания
- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста
- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения
- удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично
- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников
- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов
- формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
- содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками
- создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций
- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение
- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности
- формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- прививать знания основ безопасности
- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий
- объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения
- приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными
- предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками
- обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них
- добиваться выполнения правил дорожного движения.
Содержание психолого-педагогической работы реализуется в различных видах совместной и самостоятельной деятельности.
- Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
- Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
- Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
- Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
- Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
- Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
|