Технология творческой игры как одно из средств всестороннего развития личности ребенка. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Гулевская Наталья Юрьевна Лаптева Елена Анатольевна | |||
16.01.2022 18:59 | |||
Технология творческой игры как одно из средств всестороннего развития личности ребенка. Один из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности как важного этапа в общем развитии человека, понимание детства как периода жизни, значимого прежде всего тем, что происходит с ребенком сейчас. Большие возможности для успешной реализации данного принципа заложены в игре — ведущем виде детской деятельности в дошкольном возрасте. Умело руководя игрой, педагог использует ее как средство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Цель игровой технологии – создание условий для познания ребенком окружающего мира, развития его мышления, чувств, воли, формирования взаимоотношений со сверстниками, в результате чего и происходит становление его самооценки и самосознания. В игре все условно, все понарошку – действия, роли, место: ребенку достаточно провести черту, чтобы обозначить канавку, улицу и др. В игре ребенок может полететь на Луну, стать отважным моряком, лечить больных, учить детей. Таким образом, игра, с одной стороны, позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны, помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Важная особенность использования игровой технологии заключается в том, что, играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях. Вместе с тем практика и исследования многих педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Формирование игровых умений успешнее происходит при условии целенаправленного руководства игрой, в совместной игре воспитателя с детьми, а также в процессе демонстрации взрослым образцов игрового поведения. Для достижения успешного результата применения игровой технологии необходимо прежде всего понять, как воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать? Сюжет в игре – это то основание, на котором взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей. В формировании игры можно выделить три основных этапа:
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность. На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов а также, что очень важно, выделяет разные «наборы» ролей, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия). Соответственно таким задачам воспитатель подбирает и сюжет игры, усложняя его по мере того, как дети овладевают соответствующими умениями. На этом этапе важно также сформировать у детей умение в пределах одного сюжета выполнять последовательно 2-3 роли. На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных коллизий, включающих связанные между собой события, роли, ситуации. При этом он опирается на имеющиеся у детей знания, учит различным образом комбинировать их, т.е фантазировать, воображать. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки, Особенно большое значение игрушки имеют на разных этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. Для стимулирования первых самостоятельных игр ребенка достаточно двух-трех игрушек, имеющих между собой открытую смысловую связь (например, кубики и машина-грузовик, кукла и посуда и т.п.) по мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счет увеличения количества игрушек и внесения игровых предметов с различным назначением (кубиков, палочек). Самостоятельные игры детей на втором этапе развития игровой деятельности направляются посредством дополнения предметно-образных игрушек так называемой ролевой атрибутикой (например, белый халат, каска и т.п.), которая облегчает выбор и принятие ролей, их обозначение в игре. Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу. Именно здесь мы обеспечиваем одно из психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно – поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Использование технологии творческой игры имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая таким образом игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. Ребенку дошкольного возраста свойственна потребность в образном осмыслении воспринимаемых событий, фактов, явлений. Играя, не просто ограничивается отображением виденного, а воплощает свои стремления, отношения, мечты и делает это с воодушевлением. Богатство замысла и эффективность средств воплощения в каждой игре зависят от наличия у детей жизненных наблюдений, дополненных литературно-художественными образами, которые помогают детям перейти от прямого подражания к творческому воспроизведению игровых замыслов. Своеобразны мотивы такого творчества – это прежде всего стремление выражать свои впечатления, переживания. Для возникновения замысла игры нужны яркие, волнующие ребенка впечатления. Однако появление замысла еще не говорит о том, что ребенок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него нет еще необходимых навыков и умений планировать свои действия. Этому его должен научить воспитатель. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация. В ДОУ был проведен семинар для педагогов по вопросам планирования руководства творческими играми детей, разработаны рекомендации. Через некоторое время изучили эффективность проведенной работы. Это позволило выявить примерные показатели четырех уровней развития игрового творчества по следующим характеристикам: 1) способность к замыслу; 2) способность к реализации замысла; 3) умение комбинировать свои знания, представления; 4) глубина своих чувств, переживаний в передаче своих мыслей, устремлений. Поскольку игровое творчество тесно связано с общим развитием ребенка, мы брали во внимание и другие характеристики. Показатели первого уровня: способность к замыслу у ребенка проявляется слабо, замыслы неустойчивые, сюжет очень прост. Распределяет роли только с помощью других детей или воспитателей; не умеет наметить способы реализации замысла, подготовить материалы для игры. Чаще игра направляется инициативой других детей. Тематика ограничена. В игровые контакты ребенок вступает в основном по инициативе других детей. Показатели второго уровня: способность к замыслу проявляется уверенно, замыслы устойчивые, но способы реализации замысла не обдумываются. Тематика разнообразная, сюжеты богаче, материалы используются по ходу игры. Дети активно участвуют в распределении ролей, стараются действовать в соответствии с избранной ролью, но правила игры самостоятельно не определяют. Не пытаются осмысливать и правила, предложенные другими детьми, не всегда согласовывают действия с другими детьми. Игры непродолжительны. Показатели третьего уровня: замыслы разнообразные, устойчивые. Дети умеют выбрать способы реализации замысла, но делают то не всегда обдуманно, наскоро. Умеют подобрать материалы для игры, но делают то часто по ходу игры. Сюжеты богатые, но обговариваются далеко не всегда. Дети активны в распределении ролей, придерживаются правил игры, иногда сами их напоминают. Под воздействием более авторитетных детей могут отойти от замысла, несколько изменить сюжет, довольно успешно комбинируют. Игры непродолжительные. Дети легко вступают в контакты, умеют согласовывать свои действия с другими. Показатели четвертого уровня: замыслы устойчивые, разнообразные, богатые. Дети определяют способы действия свои и партнеров по игре, уверенно обговаривают сюжет игры. Определяют правила, хорошо выполняют их, выражают недовольство партнерами, не выполняющими правила. По ходу игры совершенствуют сюжет, развивают его. Легко воссоздают свежие впечатления, хорошо комбинируют. Активны, самостоятельны, находчивы. Таким образом, можно сделать вывод: для того, чтобы достичь высоких результатов при реализации технологии творческой игры, педагогу необходимы хорошие знания структуры игры, ее особенностей, ее роли в педагогическом процессе, разнообразие приемов руководства. Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей характером отображающих явлений, событий, если есть возможности их обновления, если педагоги помогают, направляют деятельность воспитанников. Воспитатель должен использовать выдумку детей, фантазию для того, чтобы развивать их творчество, и в то же время помочь им лучше понять окружающую жизнь. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми при условии, если игра включается в целостный педагогический процесс и является ведущим звеном в организации детской жизни. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Сюжет и игровые действия здесь могут быть определены самим содержанием произведения, но способы реализации ролей следует создавать и воплощать в каких-то движениях, жестах, мимике, интонации. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. Ребенок должен не только подражать, но и творить. Наблюдения за детьми младших групп показывают, что они с увлеченностью перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых им животных, однако развить и обыграть сюжет не могут. Дети только подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения. Поэтому важно научить детей младшей группы некоторым способам игровых действий по образцу. Например, в играх «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» педагог показывает, как машут крыльями маленькие веселые птенчики и тяжело, неуклюже ходят медвежата, разыгрывает сценки из детского быта, например, с куклой и медвежонком, которые обретали образы живых детей. Помогает малышам организовать игры на темы литературных произведений: «Игрушки» А.Барто, потешка «Котик и козлик» В. Жуковского. С детьми проводились игры, которые носили характер упражнений: двум воспитанникам предлагали выбрать себе по одной игрушке, всем вместе придумать небольшой сюжет и затем обыграть его. Например, простой сюжет типа «Утенок и черепашонок». Грустный утенок и веселый черепашонок встретились в лесу, обрадовались друг другу, договорились пойти в зоопарк, по дороге они пели, плясали. Придя в зоопарк, увидели зверей в клетках и стали их рассматривать, потом пошли домой. Развивая этот сюжет при содействии воспитателя, дети использовали игрушки и мелкий строительный материал. При формировании интереса к играм-драматизациям, можно порекомендовать чтение таких произведений художественной литературы как сказка «Курочка ряба», «Мой Мишка» З. Александровой, «Маша обедает» С. Капутикян. После прочтения можно рассмотреть иллюстрации к этим произведениям, побеседовать с детьми о поступках героев, акцентируя их внимание на положительных моментах. Работая над совершенствованием двигательных навыков, педагог использует такие приемы, как показ движений, упражнение с одним ребенком и целой группой. Например, проводится игра «Паровоз». Воспитатель, разделив детей на группы – лягушата, медвежата, зайчата, предлагает им попутешествовать. Звучит гудок, и паровоз отправляется в лес. Давая словесное описание той картины, которую должен представить себе каждый ребенок, педагог добивается более полной реализации роли. - Ребята, мы сейчас едем по густому лесу, какие здесь высокие деревья! Смотрите, мы приближаемся к поляне. Какая большая поляна, а на ней растет сладкая малина! Ну-ка, сердитые неуклюжие медвежата, выходите из вагона. Медленно выходят медвежата из вагона, они сердиты, потому что не знают, какая вкусная их ждет малина. Дошли медвежата до кустов, где растут ягоды, и стали их пробовать. -Смотрите, ребята, медвежата повеселели, наверное, им очень понравилась малина. Посмотрите на медвежонка Свету, она гладит себя по животику. Ах, какая вкусная малина! Воспитатель поощряет тех детей, которые наиболее интересно выступили в своей роли. Затем подводит итог. - Все медвежата у нас разные, один веселый, другой сердитый. Но все они неуклюжие. Паровоз дает гудок и идет дальше. Во время путешествия дети увидят и хитрых лягушек-квакушек на болоте, и зайчиков на капустном поле. Воспитатель является активным участником таких игр. Он показывает, какими разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движения. В результате к концу года дети приобретают необходимые навыки для создания того или иного образа. У них появляется интерес к кукольным и плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, особенно к сказкам и потешкам, они более эмоционально проявляют свое отношение к героям. В средней группе мы продолжаем учить детей сочетать в роли движение и слово, развивать чувство партнерства. При этом используются те же методы и приемы, что и младшей группе, с постепенным усложнением. Например, в игре «Паровоз» пантомиму разыгрывают два-три действующих лица. Затем дети учатся сопровождать движения словами, следить за интонацией. Это обычно дается нелегко. Поэтому воспитатели стараются помочь детям, вводя различные упражнения: предлагают вести рассказ от первого лица, сопровождая слова движениями; представить себя кем-нибудь и рассказать о себе, например: «Я маленький зайчик, прыг-прыг (прыгает), у меня длинные ушки (показывает), короткий хвостик, я люблю грызть морковку (имитирует движения). Я всех боюсь. Ой, страшно! (Обхватывает себя руками, дрожит.) До свиданья, я побежал прятаться». С группой наиболее активных детей драматизируем сказку «Колобок», используя настольный театр. Ребятам очень нравится спектакль, они пробуют самостоятельно обыграть сказку, но вначале им это не удается. Поощряя инициативу детей, воспитатель руководит их игрой, включая в нее всех желающих. И через некоторое время одна подгруппа детей показала эту сказку другой подгруппе. Привлекая к играм малоактивных детей, мы драматизируем произведения, в которых небольшое количество действий, например, потешку «Кисонька-мурысенька», стихотворения «Где мой пальчик?» Н. Саконской, «Перчатки» С.Маршака. Изображаемые в них несложные действия близки жизненному опыту детей, и то облегчает проведение игры. В старшей группе мы учим ребят самостоятельно находить способы образной выразительности, продолжаем развивать чувство партнерства. С этой целью проводим специальные экскурсии, прогулки, наблюдая окружающую жизнь. Дети внимательно присматриваются к повадкам собаки, прислушиваются к пению птиц, обращают внимание на поведение людей, отмечая особенности их движений, интонации. Для развития воображения детям предлагаются разные задания, например: «Представьте себе море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками. Перевернулись на спинку, сели, дотянулись руками до носочков. Быстро встали, побежали к морю. Поплыли – вода прохладная. Рассекаем воду руками – то правая, то левая рука впереди (имитация движений пловца). Сейчас будем нырять. Остановитесь, быстро разведите руки через стороны вверх. Нырнули, плаваем под водой, рассекая воду двумя руками перед собой. Вынырнули, выходим из воды. Берем полотенце, обтираемся». Даем детям задания и такого характера: «Пройдись, как старая бабушка, как царевна» и т. д. В своей работе с детьми используем мимические этюды (один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говорится). Иногда предлагаем изобразить несколько персонажей сразу, например, щенка и кошку, воробья и бабочку: «Щенок лежит на коврике, сладко спит. Вот он проснулся, потянулся, зевнул, посмотрел по сторонам. Побежал на улицу, там встретил кошку» и т. д. Ребятам очень нравятся подобные этюды. Интересны такие упражнения с воображаемыми предметами типа: «Представьте себе мяч, возьмите его». Некоторые дети вначале отказывались от такой игры и оставались лишь наблюдателями: «Как же мы будем играть, если у нас нет мячей?», «Я не хочу прыгать через скакалку, у меня нет ее в руках». Но постепенно они осваивались и играли с большим удовольствием. Проводим с детьми игры и такого типа. Все становятся в круг и по команде воспитателя начинают делать разные произвольные движения. По сигналу все играющие замирают в разных позах. Затем воспитатель ходит по кругу и спрашивает, что ребенок делал (ответы: стирал, танцевал, пел, колол дрова и т.д.). Игра продолжалась. Поначалу движения были неловкие, неуверенные. Но постепенно дети стали более точно воспроизводить задуманные действия. Учим детей отгадывать и придумывать загадки: показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Для образца педагог показал зайчика, который грыз морковку, но потом испугался и убежал, бросив ее. Дети легко отгадывают такие загадки и сами их придумывают. Продолжая работу по развитию творческих способностей дошкольников, мы обращаемся к сказкам. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, свойственные сказкам, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций. Вначале педагог читает детям сказку, а затем проводит с ними беседу по вопросам: «Чем вам понравилась сказка, что в ней было интересного? Какой герой вам больше понравился и почему? Расскажите о нем подробнее. Вы бы так поступили на его месте или по-другому? Почему? Вспомните, в каких сказках этот персонаж ведет себя по-другому? Кто не понравился вам в этой сказке и почему?» В конце беседы даем задание: «Придумайте и расскажите новую сказку про этих же героев. Покажите их такими, как вам хочется». Прежде чем драматизировать сказку, дети рассказывают ее по ролям, находя нужные интонации. Педагог проводит индивидуальную работу над закреплением навыков выразительного чтения и рассказывания в сочетании с движением, для развития чувства партнерства предлагает разыграть небольшие эпизоды с двумя персонажами. Итогом работы становится драматизация сказки «Три поросенка». Сначала мы рассматриваем с детьми книги, оформленные разными художниками. Готовясь к драматизации, разделяем детей на несколько групп и объясняем, что та группа, у которой сказка получится лучше, покажет ее малышам. Учитывая возможности детей, драматизируем сказку не целиком, а по отдельным сценкам. Дети сами выбирают костюмы для своих героев, вместе решают, какие иллюстрации использовать при изготовлении декораций. Все, что можно, делают своими руками: вырезают, красят листья – осенний лес; рисуют лужу для поросят. Активное участие принимают и родители: вместе с детьми они готовят декорации и костюмы. Работа в течение нескольких лет по развитию у детей навыков участия в играх-драматизациях дает хорошие результаты. У детей в самостоятельной деятельности активно стало проявляться творческое воображение, в речи они четко стали определять задачи игр, характеры героев, содержание своих действий, т. е. использовать все те знания и умения, которые они приобретали в играх-драматизациях. В дальнейшем важной особенностью игровой технологии, которую используют в своей работе педагоги, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд, учебную деятельность, повседневную бытовую деятельность, связанную с выполнением режимных моментов. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить детей к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка школой сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам и переносить поражения, регулировать свое поведение в соответствие с социальными требованиями. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада, их использование направлено на повышение качества педагогического процесса. Литература.
|