«Дары Фрёбеля» как средство развития познавательной активности и инициативы детей дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Крюкова Светлана Сергеевна | |||
29.12.2021 07:07 | |||
«Дары Фрёбеля» как средство развития познавательной активности и инициативы детей дошкольного возраста Крюкова С.С., воспитатель МБДОУ детского сада №5 «Жар-птица» г.Брянска Уважаемые коллеги, в этой статье я хочу поделиться с вами своей педагогической находкой, которая позволяет раскрыть индивидуальные возможности каждого ребёнка, сформировать у дошкольников стремление к познаниям. Использование в воспитательно-образовательном процесс удивительного игрового набора "Дары Фрёбеля", помогает осуществить развитие всех сторон личности ребёнка, увлечь, заинтересовать каждого дошкольника. Разработчиком набора является известный немецкий педагог XIX века, создатель первого в мире детского сада, создатель первого в мире обучающего материала для детей дошкольного возраста Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. В настоящее время система Фрёбеля — это один из модулей STEM — технологии, которая является наиболее перспективной в системе современного образования. В комплект Даров входит 14 модулей, в которых находятся разные по форме величине и цвету предметы: шары, кубы и, мечи, цилиндры, палочки для выкладывания, полоски для плетения, мозаики, кольца, точки и т. д. Став неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды группы, данное пособие помогает разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Наборы находятся в зоне доступа детей, ребёнок самостоятельно выбирает материал с которым он будет работать определяет его количество, после работы ребёнок убирает материал на место.
Использование Даров во время встреч в "Утреннем Кругу" помогает зарядить детей хорошим настроением. Поддержать детский интерес на утреннем сборе приглашаю, например, детей заглянуть в волшебную коробочку, а там... Цветные мячики на верёвочках, дети рассматривают мячики, описывают цвет, форму, придумывают свойства, превращают их знакомых персонажей, разыгрывают сюжеты из сказки. Перебирая в руках такие мягкие и тёплые мячики ребёнок, даже самый застенчивый, легко раскрепощается и беседуют на предложенную тему... С Дарами Фрёбеля мы успешно занимаемся второй год; набор адаптирован к особенностям восприятия детей. Последовательность использования материалов зависит от возраста детей и строится по принципу " от простого единства к более сложному". Уникальные модули " Дары Фрёбеля" позволяют решать нам задачи всех образовательных областей. Так, например, в познавательном развитии работа идёт по формированию элементарных математических представлений. Мы с детьми знакомимся с геометрическими фигурами, с объёмными геометрическими телами, их свойствами; изучаем часть и целое, решаем логические задачи, закрепляем количество и счёт, формируем пространственное ориентировочное представление. Также осваиваем визуальное пространственные эффекты. Вращая куб, например, мы увидели, что куб превращается в цилиндр. Вращая на стержне — цилиндр превращается в шар. В художественно-эстетическом развитии воспитанники выкладывают картины в начале по образцу, по схеме, по рисунку. Со временем начали активно фантазировать, вносить свою инициативу и самостоятельность. Детям особенно нравится использовать Дары для украшения различных дизайнов бабочек, лошадей, кукольных платьев, тортов, для декоративной росписи дымковских игрушек. Особенно дети любят использовать Дары в конструктивной деятельности. Конструкции собираем и разбираем различными способами. Во время строительства мы учимся не разрушать здания, а превращать их в новые. В начале детям было трудно перестроить одно здание в другое. Но им это удалось, и теперь они всё ещё фантазируют, перестраивать свои здания. Ворота превратились в арку, арка превращается в замок, а замок в мост и т. д. Таким образом, дети учатся создавать новые вещи, трансформируя старые. Всё это развивает любознательность, познавательную активность, необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритмы её решения, умение оценивать результаты. Вырабатывается инженерный стиль мышления! Спектр действия со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой предложенной Фрёбелем, мы дополнили "Дары Фрёбеля" своим пособием (конечно же, с активным участием наших родителей), которые с детьми назвали "Умный планшет". Умный планшет даёт возможность работать не только индивидуально каждому ребёнку, но работать в парах, объединяться в команды, создавать общие композиции. К планшету мы разработали планшет-карты с изображением животных, растений, элементов природы, героев сказок и других персонажей. Дети, играет с планшетом, самостоятельно моделирует сюжет, охотно обговаривают сюжеты, отвечает на вопросы о создаваемом изображение, составляют короткие рассказы, что существенно повышает познавательную и речевую активность детей. Кроме того, индивидуальная планшеты с набором геометрических фигур стали прекрасным счетным материалом в решении задач по формированию элементарных математических представлений. Благодаря системной работе, по составленному перспективному планированию выяснилось, что: дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Всё это помогает сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребенка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности.
|