Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие инициативы и самостоятельности у детей через формирование навыков самообслуживания
Развивающие занятия
Автор: Дектерёва Наталья Симионовна   
16.11.2021 05:03

Развитие инициативы и самостоятельности у детей через формирование навыков самообслуживанияРазвитие инициативы и самостоятельности у детей через формирование навыков самообслуживания

Автор работы: Воспитатель МАДОУ детский сад № 18 «Светлячок» ГОД МО Дектерёва Наталья Симионовна

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Инициатива— активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

 

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Важная задача педагога — помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, способствовать развитию инициативы и самостоятельности во всех видах деятельности детей (бытовой труд, конструктивно-игровая деятельность, художественная деятельность, игра).

В практике воспитания детей старшего дошкольного возраста огромное значение придаётся обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это важно, потому что поручения повышают чувство ответственности, дают возможность детям, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, привычку к трудовому усилию. В старшей группе воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию, но теперь он помогает, показывает, как проще и лучше выполнить её. Однако ни в коем случае не следует, эту помощь превращать в опеку, объяснять и советовать надо в меру, чтобы оставалось место для собственной инициативы детей.

Одна из форм по закреплению у детей проявлять самостоятельность и инициативу в самообслуживании — это оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь.

Овладение навыками самообслуживания является очень значимым для сближения детей, позволяет закрепить желание всё делать самим, а также инициативность, деловитость.

Исходя из этого, мы строим свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому создаём условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаём условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываем поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и т. д.).

Во время образовательной деятельности и в режимных моментах проводим развивающие игры, создаём игровые и проблемные ситуации, используем потешки и напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять.

Для полноценного развития ребенку — дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе — умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:

  1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
  2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
  3. Поддерживать инициативу.

При этом воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

В своей работе по развитию инициативности в процессе приобщения детей к труду мы используем следующие формы и методы в режимных моментах.

Приобщение детей к подготовке к приему пищи и непосредственной образовательной деятельности способствуют развитию навыков самообслуживания, и закрепляет у детей последовательный алгоритм действий, необходимый так же и в других видах деятельности, способствует развитию у детей навыков конструктивного взаимодействия.

Труд в уголке природы способствует развитию бережного отношения к природе и потребности ухаживать за растениями.

Систематичное выполнение режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков самообслуживания, создаёт предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду.

Включение каждого ребенка в стабильный режим — основное средство воспитания навыков самообслуживания в группах дошкольного возраста.

Я считаю, что моя роль в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год