Дидактическое пособие «Времена года» (для детей 3-5 лет) |
Развивающие занятия | |||
Автор: Зиманова Е. А. Куницына О.А. | |||
06.10.2021 19:22 | |||
Дидактическое пособие «Времена года» (для детей 3-5 лет) Подготовили: воспитатели МБДОУд/с №96 филиал №2 г. Пензы:
Развитие детей — одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, мы в своей повседневной работе используем различные нетрадиционные игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками. Описание пособия Пособие представляет собой зонтик, на который приклеены липучки в хаотичном порядке. Съёмные детали на липучках, изображающие характерные признаки того или иного времени года (овощи, фрукты, снежинки, листья, цветы, капельки дождя, снеговички, солнышки), сделаны из фетра и хранятся в коробочке.
Дидактическое пособие «Времена года» можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками. Данное дидактическое пособие предназначено для работы с детьми 3-5 лет в образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, Ценность данного пособия заключается в том, что оно может использоваться в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а так же может дать родителям идеи для творческого участия в образовательном процессе ДО и в семье. Пособие постоянно может пополняться новыми деталями для различных вариаций развивающих игр, которые не имеют предела. Варианты игр для детей 3-5 лет 1. Игра «Когда это бывает?» Задачи: Расширять знания детей о природных явлениях. Формировать представления о временах года. Развивать внимание, зрительное восприятие, продолжать развивать мелкую моторику рук. Ход игры: Задание: Подобрать предметы, соответствующие определенному времени года. 2. Игра «Что бывает осенью? (летом, весной, зимой)» Задачи: формировать знания о характерных признаках каждого времени года. Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку найти детали, которые относятся к определенному времени года. 3. Игра «Расскажи о погоде» Задачи: Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать наблюдательность. Ход игры. 1 этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ прикреплением деталей к зонтику. 2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать о погоде за окном, отразить свой рассказ на зонтике, прикрепляя нужные детали. 4. Игра «Что не так?» Задачи: формировать знания о характерных признаках каждого времени года. Развивать внимание. Ход игры: Можно разместить несколько несоответствующих временам года деталей на зонтике и предложить детям найти, что это? 5. Игра «Найди предмет» Задачи: учить детей находить похожий предмет. Развивать сенсорномоторные функции. Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти предмет круглой формы, красного цвета, внутри семечки, бывает сладкое, а бывает кислое на вкус. 6. Игра «Найди такой же» Задачи: учить детей находить указанный предмет среди множества предметов, продолжать развивать мелкую моторику рук. Ход игры: воспитатель показывает ребенку предмет и просит найти такой же среди закрепленных на зонтике предметов. (например, найди такой же листочек,) 7. Игра «Что лишнее?» Задачи: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Ход игры: Ребенок должен определить что лишнее, назвать обобщающее слово; назвать время года, к которому относятся выбранные детали. 8. Игра «Один, много» Задачи: формировать представления о количестве (много – мало, один – много). Способствовать формированию умения составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, различать понятия «много» и «один». Ход игры: Детям предлагается найти, чего много, а что по -одному 9. Игра «Один-много» Задачи: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падежах. (Лист-листья, яблоко-яблоки, лимон-лимоны, цветок-цветы) 10. Игра «Назови ласково» Задачи: Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. 11. Игра «Угадай загадку, покажи отгадку» Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать загадки. Воспитатель загадывает загадку о каком-то времени года или о предмете, который есть на зонтике. Дети угадывают загадку, находят и показывают отгадку. 12. Игра «Угадай, что изменилось» Задачи: Развивать память, внимание, речь Ход игры: На зонтике закреплены элементы, характерные для Весны (осени, зимы, лета). Дети рассматривают картинку, запоминают, что на ней расположено. Потом они отворачиваются, а педагог быстро добавляет другой элемент. Дети поворачиваются и угадывают, что изменилось. В младших группах меняется один элемент 13. Игра «Подбери по размеру» Цель. Учить детей понимать суть задания, сравнивать предметы по размеру путем наложения, собирать их в пары по заданному признаку. Обогащать словарный запас детей. Ход игры: детям предлагается подобрать предметы по размеру. 13. Игра «Подбери по цвету». Цель. Упражнять детей в различении основных цветов, сортировке предметов по цвету, учить понимать суть задания, активизировать в речи соответствующие понятия. Ход игры: детям предлагается подобрать предметы по цвету. 14. Игра «Кто спрятался на зонтике?» Цель. Учить детей выделять из множества предметов один, узнавать известных детям насекомых, называть их. Развивать зрительное восприятие, внимание, речь. Ход игры: детям предлагается найти из множества предметов насекомое. 15. Игра «Путаница». Цель: Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать наблюдательность. Ход игры: воспитатель заранее меняет местами некоторые детали на зонтике. Дети должны внимательно посмотреть и сказать что не так. (Например, цветы поместить, где время года зима, а снежинку, где время года осень. и т. д.)
|