Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) |
Развивающие занятия | |||
Автор: Блинова Елена Олеговна, Коваленко Марина Викторовна, Новосельцева Наталья Александровна | |||
29.10.2021 05:40 | |||
Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 п. Разумное» С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В процессе восприятия участвуют все органы чувств малыша, которые по-другому называют «сенсоры». Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Это одна из приоритетных задач развития малыша.
Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого раннего возраста – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. На втором году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни). Одним из важных направлений развития малыша является творчество. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией – это первый шаг в мир творчества для ребенка, они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность (творческое начало личности). Все эти качества становятся особенно важными в наше время, отличающееся быстрым развитием и изменчивостью. На таких занятиях мы используем развивающее пособие «Сенсорное развитие детей раннего возраста», включающее в себя инструкцию и двусторонние многоразовые карточки, на которых можно как рисовать, используя пальчиковые краски, так и лепить, используя мягкий восковой пластилин (техника плоскостной лепки) и пластичную массу (раскатывание, вдавливание предметов, выдавливание форм и другие техники). Занимаясь по карточкам, ребенок научится отщипывать маленькие кусочки пластилина, придавливать пластилиновые шарики к основе при помощи пальчика, скатывать пластилиновые шарики и раскатывать пластилиновые «колбаски». Карточку можно очистить, сначала сняв пластилин стекой, затем протерев сухой салфеткой или тряпочкой. Пластичные материалы дарят множество возможностей для развития и обучения детей. Во время лепки дети усваивают практические навыки ручных действий, учатся координировать движения обеих рук, происходит развитие тонкой моторики пальцев. Дети приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы, материала, веса. Происходит развитие воображения. Кроме этого, дети учатся планировать работу и доводить ее до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объемных поделок. Можно использовать пальчиковые краски – они безопасны, не оставляют следов, но бледные и полупрозрачные, не дают яркого результата, мы используем гуашь (например, медовую). Краску после использования нужно стирать влажной тряпкой или салфеткой, а затем тщательно протереть сухой салфеткой или тряпочкой. Карандашами, обычными и восковыми мелками рисовать на карточках не рекомендуется! Мыть карточки под струей воды или замачивать в тазике также, не стоит, это ламинированный картон. При этом порвать их невозможно, но помять вполне, поэтому лучше сразу убирать пособие после занятий. Варианты использования: Знакомство с цветом Упражнение «Колобок»
Упражнение «Румяный колобок»
Знакомство с формой Начинаем обучение с трёх геометрических форм — КРУГ, КВАДРАТ и ТРЕУГОЛЬНИК. Упражнение «Высокая гора»
Упражнение «Волшебная гора»
Знакомство с величиной Упражнение «Зайцы на полянке»
Упражнение «Зайцы на полянке»
Литература:
|