Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)
Развивающие занятия
Автор: Блинова Елена Олеговна, Коваленко Марина Викторовна, Новосельцева Наталья Александровна   
29.10.2021 05:40

Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)

  • Блинова Елена Олеговна, воспитатель;
  • Коваленко Марина Викторовна, воспитатель;
  • Новосельцева Наталья Александровна, учитель-логопед, учитель-дефектолог

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 п. Разумное»

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В процессе восприятия участвуют все органы чувств малыша, которые по-другому называют «сенсоры». Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Это одна из приоритетных задач развития малыша.

 

Скачать конспект

Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого раннего возраста – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

На втором году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).

Одним из важных направлений развития малыша является творчество. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией – это первый шаг в мир творчества для ребенка, они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность (творческое начало личности). Все эти качества становятся особенно важными в наше время, отличающееся быстрым развитием и изменчивостью.

На таких занятиях мы используем развивающее пособие «Сенсорное развитие детей раннего возраста», включающее в себя инструкцию и двусторонние многоразовые карточки, на которых можно как рисовать, используя пальчиковые краски, так и лепить, используя мягкий восковой пластилин (техника плоскостной лепки) и пластичную массу (раскатывание, вдавливание предметов, выдавливание форм и другие техники).

Занимаясь по карточкам, ребенок научится отщипывать маленькие кусочки пластилина, придавливать пластилиновые шарики к основе при помощи пальчика, скатывать пластилиновые шарики и раскатывать пластилиновые «колбаски». Карточку можно очистить, сначала сняв пластилин стекой, затем протерев сухой салфеткой или тряпочкой.

Пластичные материалы дарят множество возможностей для развития и обучения детей. Во время лепки дети усваивают практические навыки ручных действий, учатся координировать движения обеих рук, происходит развитие тонкой моторики пальцев. Дети приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы, материала, веса. Происходит развитие воображения. Кроме этого, дети учатся планировать работу и доводить ее до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объемных поделок.

Можно использовать пальчиковые краски – они безопасны, не оставляют следов, но бледные и полупрозрачные, не дают яркого результата, мы используем гуашь (например, медовую). Краску после использования нужно стирать влажной тряпкой или салфеткой, а затем тщательно протереть сухой салфеткой или тряпочкой. Карандашами, обычными и восковыми мелками рисовать на карточках не рекомендуется!

Мыть карточки под струей воды или замачивать в тазике также, не стоит, это ламинированный картон. При этом порвать их невозможно, но помять вполне, поэтому лучше сразу убирать пособие после занятий.

Варианты использования:

Знакомство с цветом

Упражнение «Колобок»

  • Это... КОЛОБОК! Какой колобок? КРУГЛЫЙ! Давай поможем колобку стать настоящим. Раскрасим его в желтый цвет.

Упражнение «Румяный колобок»

  • Давай оживим нашего Колобка. Сделаем ему румяные щечки. Бери на пальчик красный пластилин (краску) и делай Колобку щечки.
  • А теперь возьми коричневый пластилин и сделай дорожки. Длинные и короткие.

Знакомство с формой

Начинаем обучение с трёх геометрических форм — КРУГ, КВАДРАТ и ТРЕУГОЛЬНИК.

Упражнение «Высокая гора»

  • Это волшебная гора. Она высокая. По форме гора треугольная. Давай скорее раскрасим нашу гору. Бери на пальчик пластилин (краску) и размазывай.
  • На вершине горы лежит белый пушистый снежок. Выложи снежинки из помпонов.

Упражнение «Волшебная гора»

  • Давай заглянем внутрь горы и посмотрим на сокровища. Для этого бери разноцветные помпоны (пластилин) и выкладывай драгоценные камни.
  • Покажи пальчиками как ты поднимаешься в гору, а затем спускаешься с горы.

Знакомство с величиной

Упражнение «Зайцы на полянке»

  • На зеленой полянке гуляют два зайчика — БОЛЬШОЙ и МАЛЕНЬКИЙ. Накрой зайчика ладошкой. Маленького зайчика не видно, а большого видно.
  • Давай раскрасим наших зайчиков. Бери на пальчик пластилин (краску) и размазывай.

Упражнение «Зайцы на полянке»

  • Давай сделаем зайчиков настоящими пушистыми красавцами. Возьми помпоны и заполни пробелы.
  • Давай покормим наших зайчиков. Слепи (нарисуй) маленькому зайке маленькую морковку, большому — большую.

Литература:

  1. Кириллов И.Л., Лыкова И.А., Урунтаева Г.А., Файзуллаева Е.Д. и др. Сенсорное развитие и воспитание ребенка в первые годы жизни. Учебно-методическое пособие. — М.: ИД «Цветной мир», 2020.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Второй год жизни. Методическое пособие. — М.: ИД «Цветной мир», 2020.
  3. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей». – М.: «Владос», 2018.
  4. Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей». — М.: «Владос», 2016.
  5. Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей». — М.: «Владос», 2015.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год