Теория решения изобретательских задач в детском саду |
Развивающие занятия | |||
Автор: Федусь Наталья Викторовна | |||
21.07.2021 20:48 | |||
Теория решения изобретательских задач в детском саду Наталья Викторовна Федусь, воспитатель МБДОУ д/с №5 г. Горячий Ключ Познавательное развитие — это образовательная область, которая способствует формированию у ребенка знаний и умений, любознательности и воображения, представления об окружающем мире, что даёт толчок для дальнейшего умственного развития. Каждый ребёнок индивидуален, но всем детям интересно узнавать что-то новое, а познание нового обязательно дает толчок для развития умственных способностей. Длительное время воспитание и обучение в детском учреждении было ориентировано, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков. Однако, в настоящее время очень важно воспитание творческой личности, личности, способной решать проблемы быстро развивающегося окружающего мира. Этому процессу способствует ТРИЗ технология, способная развивать активную мыслительную деятельность, формирует познавательную активность. Поиск новых знаний различными путями позволяет ребенку высказывать своё мнение, что раскрепощает, активизирует речь. Среди различных технологий, способствующих развитию творческой личности, на мой взгляд, занимает технология Г.С. Альтшуллера – технология ТРИЗ. Элементы данной технологии, которые помогают ребёнку научиться систематизировать, анализировать, классифицировать и творчески работать с решением различных задач, развивают творческую и познавательную активность. Применять элементы технологии ТРИЗ мы начали в начале года с детьми старшей группы. Вначале это были игры для создания мыслительной базы, при помощи которых у детей развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать.
На первом этапе дети учились находить противоречия окружающего мира, видеть, что предмет является частью системы. При помощи игры «Хорошо-плохо», «Что из чего», «Угадай предмет» у детей формируется системное мышление, знания о свойствах, признаках и действиях предметов. В работе с детьми педагог руководствуется методами и приемами, которые систематизируют видение окружающего мира, развивают воображение и творческое мышление детей. Например, рассматривая картинки с предметами, детям предлагалось подобрать ряд действий для данного предмета (машина едет, гудит, везёт). Дети учились называть действия живых существ и предметов. Для развития системного мышления применяю метод системного анализа, который реализовывается через игры «Назови детали» (Дом-крыша, стены, окна, двери), «Наоборот» (спинка, ножки, сиденье-стул), «Ассоциации», (Детский сад- дети, воспитатель, игрушки, игры). «Назови предмет», «Что бывает круглым, блестящим и т. д.?», «Найди общее». Во время поиска ответа на поставленный вопрос у детей развиваются мыслительные способности, позволяющие найти решение, увидеть систему. Например, разговаривая с детьми о профессии – пожарный, дети могут поразмышлять о том, как мы можем помочь пожарным? Кому и где ещё могут помогать пожарные? Вопросы формулируются во время беседы с детьми, ребята придумывают вопросы самостоятельно, например: «А что бы вы хотели узнать у пожарных?» Любой предмет в окружающем мире является частью чего-либо, поэтому очень важно научить детей устанавливать взаимосвязи между предметами, видеть части целого, что способствует развитию поисково- исследовательской деятельности, мотивации для решения поставленных задач. Огромное значение для развития ребенка имеют дидактические игры, где ребенок учится находить решение. Для активизации мыслительной деятельности перед игрой мы с детьми проводим брейн гимнастику, разработанную американским доктором П. Деннисоном. Упражнения данной гимнастики развивают координацию движений, активизируют работу правого и левого полушария головного мозга, что значительно повышает мыслительную активность детей и познавательную активность. Одно из популярных упражнений этой гимнастики — «Сова»: расправить и напрячь плечи, посмотреть через левое плечо, правую руку положить на левое плечо. Вдохнуть, вернуться в исходное положение. Повторить то же самое в другую сторону. Затем голову опустить на грудь, вдохнуть, расслабиться. При ознакомлении с данной гимнастикой упражнения я выбирала сама, затем дети из предложенных, выбрали упражнения, которые им понравились. Упражнения всегда проводятся под музыкальное сопровождение, в роли ведущего выступает каждый ребенок по очереди, что способствует мотивации детей. После брейн гимнастики применялась интеллектуальная разминка-упражнения для активизации работы мозга, способствующая развитию таких психических процессов как внимание и память. Например, игра «Доскажи словечко»: Лесники её котят Михаил играл в футбол Данные игры можно найти на просторах интернета в большом количестве. Далее, проводится дидактическая игра, которая соответствует теме недели из календарно-тематического планирования. Например, «Угадай по описанию». Детям предлагается набор слов, обозначающих свойства предмета, для поиска ответа задачи: (хищник, полосатый, похож на кошку), (тигр); (с копытами, полосатая, живет в Африке), (зебра) Эта игра позволяет детям анализировать задание, находить систему и подсистемы, развивает мыслительную деятельность и самостоятельность, вариативность мышления, творчество, учит рассуждать и отстаивать свою точку зрения. В группе была собрана картотека игр, по следующим принципам:
Подбор игр помогает детям развивать системное мышление, пространственное воображение, эмоции. Игра «Покажи эмоцию» способствуетраскрепощению, а также развитию творческих способностей у ребенка, умения выражать свои эмоции. Проходит эта игра таким образом: детям предлагается показать эмоции испуга, обиды, удивления, радости, или угадать эти же эмоции. Эта игра очень нравится детям. Игра «Мир вокруг нас» заставляет детей доказывать, что заданный предмет -это мир рукотворный или природный, живой или неживой. В процессе этой игры у детей происходит систематизация знаний о природном и рукотворном мире, живых и неживых объектах. Развивается речь детей, так как ребята высказываются о признаках объекта, наличии тех или иных качеств. Метод морфологического анализа позволяет моделировать предмет. Данный метод я начала применять в подготовительной группе. Детям предлагается знакомый предмет, например — мяч. Воспитанники называют характеристики — резиновый, пластмассовый, стеклянный, различного цвета, далее называется его назначение, а затем дети комбинируют различные характеристики и получают новый предмет. «Метод маленьких человечков». Данный метод используется для выяснения структуры предмета. Беседуя о различных предметах, дети отмечают, что все они разные. Например, деревянный кубик сложно сломать, а воду легко разлить по разным ёмкостям, пар от горячей воды поднимается и испаряется. Дети самостоятельно изготовляют картинки — обозначения структуры вещества- человечки держатся за руки — твёрдое вещество, человечки держат руки на поясе — жидкое вещество, человечки бегают- газообразное веществ. Используя данные картинки, дети находили предметы в заданном состоянии. Затем задание усложнялось, например, задавалась картинка, где присутствовало и твёрдое и жидкое вещество (мокрая тряпка), или твёрдое и газообразное (воздух в бутылке). Дети высказывали свои суждения и обосновывали их. Данные задания я использую в подвижных играх, называется предмет, вначале воспитателем, а в дальнейшем, когда суть игры понятна, предметы выбирали дети, и выполняли действия в соответствии с заданием. Все эти игры способствуют поиску ребенком решения поставленной проблемы, активизируют познавательную деятельность, позволяют овладеть определенными навыками и умениями при поиске ответов. Развитие творческих способностей реализуется не только на фронтальных занятиях, но и в индивидуальной работе с детьми. В вечернее время есть возможность проявить инициативу менее активным детям при закреплении материала. Таким образом, при помощи ТРИЗ технологии у детей активизируются познавательная деятельность, мыслительные процессы, развивается фантазия, развивается умение решать проблемы при помощи аналогий, уже приобретенных знаний и умений. Главная задача ТРИЗ технологии-это развитие умения находить множество решений проблемы и выбирать самое лучшее. Причем поиск решений происходит в игровой форме, что естественно для детей. Раскрывается индивидуальность ребенка, его умение нестандартно мыслить, быть раскованным и уверенным в своих силах.
|