ВОЗМОЖНОСТИ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Развивающие занятия | |||
Автор: Джиоева Людмила Владимировна | |||
19.07.2021 21:57 | |||
ВОЗМОЖНОСТИ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Джиоева Людмила Владимировна воспитатель МБДОУ дс №87, г. Нижний Тагил, Россия Аннотация: в статье рассматриваются основные понятия в контексте изучаемой проблемы ( «сенсорное развитие», «логические блоки Дьенеша»), анализируются дидактические возможности блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. Ключевые слова: сенсорное развитие, младший дошкольный возраст, логические блоки Дьенеша. THE POSSIBILITIES OF DIENES BLOCKS IN THE SENSORY DEVELOPMENT OF YOUNGER PRESCHOOLERS Abstract: the article considers the basic concepts in the context of the studied problem ("sensory development", "logical blocks of Dienes"), analyzes the didactic possibilities of Dienes blocks in the sensory development of children of younger preschool age.
Keywords: sensory development, younger preschool age, logical blocks of Dienes. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сенсорное развитие дошкольников включено в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира [1, с. 25]. Сенсорное развитие представляет собой достаточно многоплановое явление, основным структурным компонентом которого является восприятие, которое позволяет ребенку дошкольного возраста усвоить сформированную систему сенсорных эталонов (эталонные свойства формы, цвета, величины, звучания, пространственного положения предметов и т.д.). Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. В процесс сенсорного воспитания дошкольников необходимо включать разнообразные способы обследования предметов, то есть перцептивные действия для выделения тех или иных качеств, свойств, отношений, которыми должен овладеть ребенок. Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями — сенсорными эталонами. Сенсорное воспитание — целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов [6, с. 299]. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны — усвоение представлений о разнообразных свойствах и от-ношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями вос-приятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир. В процесс сенсорного воспитания дошкольников необходимо включать разнообразные способы обследования предметов, то есть перцептивные действия для выделения тех или иных качеств, свойств, отношений, которыми должен овладеть ребенок. Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями — сенсорными эталонами. В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов. Ознакомление с ними и способами их использования занимает основное место в сенсорном развитии ребенка. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребенком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Одним из наиболее эффективных дидактических средств освоения системы сенсорных эталонов и сенсорного развития в дошкольников в целом являются блоки Дьенеша. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным пособием для математического развития дошкольников являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Младших дошкольников в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. Задачи использования логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками.
Таким образом, одним из эффективных средств развития дошкольников являются логические блоки Дьенеша, поскольку позволяют комплексно познакомить детей младшего дошкольного возраста с таким сенсорными эталонами, как цвет предмета, его величина, форма; Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометри-ческими фигурами при решении многих других развивающих задач (например, ознакомления с цветом и величиной предметов). Таким образом, дети осваивают систему сенсорных эталонов и учатся устанавливать взаимосвязь между множествами. Логические блоки Дьенеша будут являться эффективным средством сенсорного развития младших дошкольников, поскольку дают возможность вести младших дошкольников в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и более свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. Д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении педагог может менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Ознакомление с ними и способами их использования (начиная с 3 лет) занимает основное место в сенсорном развитии ребенка. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребенком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Одним из наиболее эффективных дидактических средств освоения системы сенсорных эталонов и сенсорного развития в дошкольников в целом являются блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Комплект состоит из 48 деревянных или пластмассовых блоков. Каждый блок имеет четыре свойства, которым он соответствует: форму, цвет, размер и толщину. В современной образовательной практике традиционно используются два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами. Использование логических блоков как игрового и дидактического материала в работе с детьми дошкольного возраста представляет эффективную возможность для:
Логические блоки Дьенеша будут являться эффективным средством сенсорного развития младших дошкольников, поскольку:
Литература:
|