Мастер класс «Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Маркевич Светлана Владимировна | |||
24.06.2021 14:59 | |||
Мастер класс «Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста» Разработал: Маркевич С.В. Актуальность: Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении ориентирован на познавательные возможности ребенка и на их реализацию. Этому направлению отводится особое значение, так как благодаря познанию развиваются психические процессы, личностные качества, а также формируется сенсорный опыт ребенка. Сенсорное развитие ребенка — это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов Не случайно, в соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития детей раннего возраста является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В структуре познавательной деятельности особое значение отводится формированию у детей представлений об окружающем природном мире. Это направление имеет огромное значение для сенсорного, интеллектуального и эмоционального развития детей раннего возраста.
Наиболее эффективно представления об окружающей природе формируются в процессе применения различных дидактических пособий. Дидактическое пособие универсально и многофункционально, оно одновременно является:
Отличительной особенностью дидактических пособий является возможность обучать детей посредством активной и интересной для них деятельности. В связи с этим, процессе поиска более эффективных средств обучения дошкольников мною было разработано игровое дидактическое пособие: «Дидактический кубик «Животный мир». Теоретической основой для реализации моего опыта являются следующие научно-методические разработки: 1. Теория развивающего обучения (Л. В. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон, И.С. Якиманская). Эти исследователи внесли огромный вклад в создание данной теории. Они утверждали, что основой развивающего обучения является не столько формирование у ребенка определенного количества знаний, умений и навыков, сколько развитие высших психических функций, его способностей и раскрытие внутреннего потенциала ребенка. 2. Личностно-ориентированный подход. (И. С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин). Концепция «индивидуализации образовательной деятельности» учитывает психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности. Применение личностно-ориентированного подхода стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную активность дошкольников. Тем самым я способствую ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости детей в деятельность, создаю атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки в группе. 3. Деятельностный подход. (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин). Благодаря работам данных авторов, я организую такое взаимодействие с детьми, при котором происходит не передача готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой дети самостоятельно узнают что-то новое путём решения доступных заданий и проблемных ситуаций. Они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания. Описание пособия Игровое пособие представляет собой куб. Изготовлено с помощью фетра и с помощью термотрансферной бумаги. На гранях куба изображен водный мир, животный мир — дикие и домашние животные, домашние птицы и дикие птицы. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. В соответствии с заданием ребенку нужно прикрепить картинки к граням куба. Цель дидактического пособия: Создавать условия для формирования у детей младшего возраста первичных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности и создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Педагогическая ценность данного пособия заключается в следующем:
Дидактическое пособие является элементом развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы. Пособие:
Все эти характеристики полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО. При разработке пособия также были учтены следующие моменты:
Таким образом, благодаря дидактическому пособию «Животный мир» у меня появилась возможность разнообразить и обогатить методы, приемы и средства познавательного развития моих воспитанников
|