Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей 4 –го года жизни с использованием лепбуков»
Развивающие занятия
Автор: Волкова Любовь Ивановна   
25.04.2021 09:23

«Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей 4 – го года жизни с использованием лепбуков»«Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей 4 –го года жизни с использованием лепбуков»

Волкова Любовь Ивановна воспитатель МАДОУ «Детский сад №382» Кораблик» г. Нижний Новгород

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание служит основой познания мира.

Проблема сенсорного воспитания в современной педагогике достаточно хорошо изучена и востребована. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Фребель, Монтессори, Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: Тихеева, Запорожец, Усова, Саккулина, Венгер и др., справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

 

Я, как и многие коллеги считаем, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, в том числе сформированности сенсорных эталонов.

Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате изучения объектов. Ребенок понимает свойства предмета только в результате исследования его со всех сторон. В настоящее время действительность такова, что у ребенка появляется все больше и больше средств, которые позволяют знакомиться с явлениями и предметами не в их натуральном виде, а через фотографии, рисунки, мультфильмы, компьютерные игры, что, конечно, не удовлетворяет потребностям в чувственном познании предметов. Именно у дошкольников происходит переход от своего опыта восприятия сенсорных эталонов к общепринятым среди взрослых людей.

Поэтому перед воспитателем стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах.

Обучение новому – это процесс, который требует основательного подхода. Полученные знания нужно закрепить, чтобы они хорошо усвоились. А для этого необходимо вызвать интерес к теме обучения. Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста. Они намного лучше усваивают информацию в игровой форме и этим стоит воспользоваться. Один из таких способов — использование лэпбуков. Что такое лэпбук? Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, движущие детали, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал.

Дети 4 года жизни проходят 2 период освоения сенсорных эталонов — они знакомятся с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Общим моментом для всех видов сенсорных эталонов является то, что сначала дети должны знакомиться с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Особое внимание при знакомстве с сенсорными эталонами также уделяется усвоению правильного употребления названия свойств предметов. Условия формирования сенсорных эталонов Вы видите на слайде.

Исходя из актуальности проблемы я определила цель и задачи работы.

Цель: формирование системы сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) посредством использования лэпбуков у детей 4-го года жизни.

Задачи: (традиционный подход по Логиновой В.И.)

  • Продолжать формировать у детей систему перцептивных действий (способов обследования предметов).
  • Совершенствовать умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
  • Формировать у детей умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
  • Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования системы сенсорных эталонов.
  • Повысить педагогическую культуру родителей в вопросе формирования сенсорных эталонов у детей, заинтересовать данной темой.

На занятиях с лэпбуками (подгрупповыми и индивидуальными) сенсорные и умственные задачи ставились перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходило не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий.

Знакомя детей с лэпбуком, старалась обыграть его так, чтобы вызвать интерес к продолжению обучения. Это достигалось различными путями: использовались потешки, стихи, загадки, дидактические игрушки, и сам красочный демонстрационный материал. Малыши начинали работать с лэпбуком с простого рассматривания содержания нашей «книги», знакомились с правилами его использования, затем рассматривали игры, и знакомились их правилами.

Лэпбук «Величина» Лэпбук «Форма» Лэпбук «Цвет»

Дидактические игры, представленные в лэпбуках, выполняют еще одну дополнительную функцию – контроль сенсорного развития детей. С помощью них мы не только наблюдаем за развитием определенных качеств и умений детей, но и корректируем их, проводя индивидуальную работу.

Индивидуальную работу с ребенком мы строим с учетом особенностей его развития (опережение Программы или восполнение пробелов в знаниях и умениях).

При разработке дидактических игр я уделяла большое внимание меткам самоконтроля. Чтобы в дальнейшем, после знакомства с игрой, в самостоятельной деятельности ребята, выполняя игровые задачи, сами себя могли проверить. Например, если это игра на цвет «Собери букет в вазу», «Цветное чаепитие» или форму «Геометрический поезд: подбери предмет по форме», на обратной стороне предмета расположены метки такого же цвета или формы. В игре «Веселые матрешки» (величина) для самоконтроля используем условную мерку.

В лэпбук «Цвет» вошли следующие игры и игровые упражнения:

  1. «Разложи по цвету» (типа «лото»)
  2. «Спрячь бабочку»
  3. «Собери букет в вазу»
  4. «Прищепки»
  5. «Наряди матрёшку»
  6. «Цветное чаепитие»
  7. «Обведи по контуру соответствующим цветом»

В лэпбук «Форма» вошли следующие игры и игровые упражнения:

  1. «Найди половинку»
  2. «Поезд геометрических фигур»
  3. «Какая фигура лишняя?»
  4. «Найди пару»
  5. «Порисуем»
  6. «Геометрический поезд: подбери предмет по форме»

В лэпбук «Величина» вошли следующие игры и игровые упражнения:

  1. «Величина предметов»
  2. «Разложи игрушки по величине»
  3. «Весёлые матрёшки»
  4. «Подбери мишке домик»
  5. «Порисуем»

Диагностика показала, что большинство детей различают основные цвета, форму, величину, справляются с задачей группировки предметов, знания сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей группы прочные, они способны применять их в повседневной деятельности. Определенная работа в этом направлении необходима лишь с отдельными детьми.

Через работу с лэпбуками дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы.

Источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук – Ярославль: Академия развития, 1997;
  4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет – М.: Просвещение, 1995;
  5. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М.: Просвещение, 1997;
  6. Поддъякова Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду – М.: Просвещение, 2001;
  7. Дошкольная педагогика. под. ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой — М.: Просвещение, 1983;
  8. От рождения до школы. Основная образовательная программа. Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Василевой
  9. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал Обруч № 4 2015 год.
  10. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
  11. Социальная сеть работников образования — http: //nsportal. ru/
  12. http: //doshkolnik. ru – образовательный портал
  13. Международный образовательный портал http: // maam. ru
  14. Сообщество взаимопомощи учителей — http: //pedsovet. ru
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год