«Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей 4 –го года жизни с использованием лепбуков» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Волкова Любовь Ивановна | |||
25.04.2021 09:23 | |||
«Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей 4 –го года жизни с использованием лепбуков» Волкова Любовь Ивановна воспитатель МАДОУ «Детский сад №382» Кораблик» г. Нижний Новгород Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Проблема сенсорного воспитания в современной педагогике достаточно хорошо изучена и востребована. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Фребель, Монтессори, Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: Тихеева, Запорожец, Усова, Саккулина, Венгер и др., справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Я, как и многие коллеги считаем, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, в том числе сформированности сенсорных эталонов. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате изучения объектов. Ребенок понимает свойства предмета только в результате исследования его со всех сторон. В настоящее время действительность такова, что у ребенка появляется все больше и больше средств, которые позволяют знакомиться с явлениями и предметами не в их натуральном виде, а через фотографии, рисунки, мультфильмы, компьютерные игры, что, конечно, не удовлетворяет потребностям в чувственном познании предметов. Именно у дошкольников происходит переход от своего опыта восприятия сенсорных эталонов к общепринятым среди взрослых людей. Поэтому перед воспитателем стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах. Обучение новому – это процесс, который требует основательного подхода. Полученные знания нужно закрепить, чтобы они хорошо усвоились. А для этого необходимо вызвать интерес к теме обучения. Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста. Они намного лучше усваивают информацию в игровой форме и этим стоит воспользоваться. Один из таких способов — использование лэпбуков. Что такое лэпбук? Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, движущие детали, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал. Дети 4 года жизни проходят 2 период освоения сенсорных эталонов — они знакомятся с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Общим моментом для всех видов сенсорных эталонов является то, что сначала дети должны знакомиться с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Особое внимание при знакомстве с сенсорными эталонами также уделяется усвоению правильного употребления названия свойств предметов. Условия формирования сенсорных эталонов Вы видите на слайде. Исходя из актуальности проблемы я определила цель и задачи работы. Цель: формирование системы сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) посредством использования лэпбуков у детей 4-го года жизни. Задачи: (традиционный подход по Логиновой В.И.)
На занятиях с лэпбуками (подгрупповыми и индивидуальными) сенсорные и умственные задачи ставились перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходило не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий. Знакомя детей с лэпбуком, старалась обыграть его так, чтобы вызвать интерес к продолжению обучения. Это достигалось различными путями: использовались потешки, стихи, загадки, дидактические игрушки, и сам красочный демонстрационный материал. Малыши начинали работать с лэпбуком с простого рассматривания содержания нашей «книги», знакомились с правилами его использования, затем рассматривали игры, и знакомились их правилами. Лэпбук «Величина» Лэпбук «Форма» Лэпбук «Цвет» Дидактические игры, представленные в лэпбуках, выполняют еще одну дополнительную функцию – контроль сенсорного развития детей. С помощью них мы не только наблюдаем за развитием определенных качеств и умений детей, но и корректируем их, проводя индивидуальную работу. Индивидуальную работу с ребенком мы строим с учетом особенностей его развития (опережение Программы или восполнение пробелов в знаниях и умениях). При разработке дидактических игр я уделяла большое внимание меткам самоконтроля. Чтобы в дальнейшем, после знакомства с игрой, в самостоятельной деятельности ребята, выполняя игровые задачи, сами себя могли проверить. Например, если это игра на цвет «Собери букет в вазу», «Цветное чаепитие» или форму «Геометрический поезд: подбери предмет по форме», на обратной стороне предмета расположены метки такого же цвета или формы. В игре «Веселые матрешки» (величина) для самоконтроля используем условную мерку. В лэпбук «Цвет» вошли следующие игры и игровые упражнения:
В лэпбук «Форма» вошли следующие игры и игровые упражнения:
В лэпбук «Величина» вошли следующие игры и игровые упражнения:
Диагностика показала, что большинство детей различают основные цвета, форму, величину, справляются с задачей группировки предметов, знания сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей группы прочные, они способны применять их в повседневной деятельности. Определенная работа в этом направлении необходима лишь с отдельными детьми. Через работу с лэпбуками дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Источники
|