Инновационные игровые технологии в развитии наглядно — действенного мышления детей дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Юлия Анатольевна Гарцева, Ольга Николаевна Котикова | |||
06.03.2021 19:45 | |||
Инновационные игровые технологии в развитии наглядно — действенного мышления детей дошкольного возраста Юлия Анатольевна Гарцева, Ольга Николаевна Котикова МБДОУ «ДС № 9 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия Аннотация. В статье описан опыт работы с детьми по развитию логического мышления. Приведены примеры использования игровых технологий в развитии наглядно-действенного логического мышления у детей раннего дошкольного возраста. Ключевые слова. Дошкольный возраст, логическое мышление, игра. Yu. A. Gartseva, O.N. Kotikova MBDOU "DS No. 9 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, Russia Annotation. The article describes the experience of working with children on the development of logical thinking. Examples of game technologies in the development of visual and effective logical thinking in children of early preschool age are given. Keywords. Preschool age, logical thinking, game.
На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, принципиальным отличием, которого является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь перестало работать. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него. В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. Насчитывается больше сотни образовательных технологий. Для развития наглядно-действенного логического мышления у детей младшего дошкольного возраста отдаю предпочтение игровым технологиям. Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе. Целенаправленный процесс формирования наглядно-действенного логического мышления – необходимый этап на пути развития и обогащения интеллектуальной среды дошкольника. Обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать – всеми этими мыслительными операциями ребёнок эффективней всего овладевает в наиболее естественной для него деятельности, то есть игре. Таким образом, использование игровых приёмов в развитии наглядно-действенного мышления у младших дошкольников является актуальным и оправданным. Задачи логического развития в каждом возрасте свои, они углубляются и расширяются по мере того, как ребенок взрослеет и его мышление становится более сложным. Мышление дошкольников представлено тремя видами, каждый из которых является ведущим на соответствующем возрастном этапе:
Задачи развития наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста:
Осуществление этих задач возможно при наличии богатой игровой среды в группе. Для организации предметно-развивающей среды в своей группе взяла за основу метод Марии Монтессори. Согласно этому методу дети имеют возможность свободно и самостоятельно работать в среде, свобода и самостоятельность позволяют им познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности. На открытых полках для всех детей группы расположены дидактические материалы в логической последовательности и разделены на зоны (зона упражнений в практической жизни, зона сенсорного развития, зона развития двигательной активности, образовательные зоны (математическая, языковая, естественнонаучная, географическая, музыкальная зоны и др.)). Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально — эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль. Организованная предметно-развивающая среда по методу М. Монтессори представлена огромным количеством материалов, дающие серьезный толчок развитию мозга ребенка, а соответственно и всех психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, мышление, воображение и т.д. С помощью системы Монтессори дети готовы к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Это значит, что взрослый помогает малышу использовать полученные в результате собственного опыта знания, а не даёт ребёнку уже готовую информацию. Так же в группе предусмотрены материалы для опережающего развития. Некоторым детям на третьем году жизни интересна и доступна такая логическая операция, как установление взаимосвязи между двумя предметами. Поэтому в доступе игры «Найди детёныша», «Кто что ест», «Найди пару», изготовленные с использованием маленьких игрушек. Малышам нравится играть с ними, составлять логические пары, они используют их даже в самостоятельной игровой деятельности: расставляют животных, «кормят» их соответствующим кормом, ставят детёнышей рядом с моделью взрослого животного. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) и что развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Группа детей, с которыми работала в течение года, показала свою контрастность в плане общего развития. 60% детей в группе значительно опередили своих сверстников. Они стали более любопытными, пытливыми, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Некоторые дети способны логически формулировать свои мысли. В своей практике я использую разнообразные технологии и методики, способствующие развитию образного и логического мышления у детей:
Все из перечисленных пособий отлично подходят для развития логико-математического мышления. Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению. Список литературы:
|