Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Размер, цвет, форма. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Развивающие занятия
Автор: Кузяйкина Ольга Леонтьевна   
16.02.2021 20:29

«Размер, цвет, форма. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»«Размер, цвет, форма. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом в ходе сенсорного воспитания детей.

 

«Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.», — такое определение сенсорному воспитанию дает в своей книге «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Э.Г. Пилюгина. Добавим к этому определению также: это воспитание умения видеть, слышать, осязать, т. е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания.

Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Готовность к школьному обучению ребенка включает в себя множество аспектов, в том числе и высокий уровень сенсорного развития ребенка. Ряд трудностей, возникающих перед школьниками в начале обучения, связан с недостаточной точностью восприятия, недостаточным уровнем развития сенсорной культуры у детей— младших школьников. Из-за этой проблемы у детей часто возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

  1. этап – предэталонный, происходит на 3—ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
  2. этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д. Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
  3. этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Взрослый помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, — «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. (Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.) Эти игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно — образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Какое же значение имеют дидактические игры? В процессе дидактической игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже дети со сниженной познавательной активностью включаются в такую игру с огромным желанием, прилагают все усилия для осуществления поставленной задачи и, таким образом, взрослым достигается поставленная задача по развитию требуемого качества или психического процесса или сенсорного навыка (чувства). Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению во время непосредственной образовательной деятельности по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно — установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность младших дошкольников в игре, самостоятельную игровую форму.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр и игрушек часто присутствуют особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений.

Я работаю воспитателем 21 год и активно применяю дидактические игры для развития сенсорных способностей детей- дошкольников. Считаю, что сенсорные умения и навыки необходимо развивать начиная с раннего дошкольного возраста, т.к. на них опирается вся дальнейшая организованная образовательная деятельность во всех направлениях развития ребенка-дошкольника. В соответствии с ФГОС педагоги должны обеспечить полноценное проживание ребенком всех этапов детства, а это значит, что мы обязаны в своей деятельности учитывать тот неоспоримый факт, что с 3-х до 7-ми лет ведущим видом деятельности у ребенка является игровая деятельность. Используя это знание, любой педагог будет строить свою работу с детьми, направленную на развитие умственных способностей детей, используя дидактические игры и упражнения.

Учитывая все выше сказанное, хочу предложить вам несколько дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста, направленных на формирование сенсорной культуры ребенка, которые я использую в своей работе:

1. «Выбери предметы одного цвета»

Программное содержание: игра направлена на формирование восприятия цветов солнечного спектра; закрепление знания цветов спектра.

Ход игры:

Воспитатель может проводить игру как индивидуально, так и с группой детей. Задача педагога состоит в выборе правильного времени и места для игры.

Детям предлагается набор предметов (овощи и фрукты или одежда или геометрических фигур и т.п.) и кукла и корзинка

Игровое задание: Мама попросила куклу Машу принести все предметы одежды красного цвета. Давайте поможем Маше выбрать одежду красного цвета и сложить в корзинку.

Бабушка просит Машу выбрать для компота все фрукты желтого цвета. И т.д.

Дети выполняют игровое задание

2. «Разложи по форме»:

Программное содержание: формирование сенсорных эталонов геометрические формы, крепление знания геометрических фигур.

Игровые материалы: фигуры- круг, овал, треугольник- плоские из цветного картона; продукты питания- картинки, вырезанные из плотной бумаги и нарисованные: круглые: яблоко, помидор, пицца, арбуз треугольные: морковь, сыр, кусок пиццы, кусок колбасы, клубника;; Овальные: сосиска, батон, конфета, огурец, баклажан; полукруглые: долька апельсина, долька помидора, долька арбуза, кусочек колбасы,

Игра проводится как индивидуально, так и с группой детей

Ход игры:

Вариант 1.Воспитатель предлагает детям найти продукты, похожие по форме на геометрическую фигуру и разложить их на эти фигуры. Детям предлагается выбрать себе фигуру, а затем найти продукты, похожие на эту форму. Форм и картинок с продуктами может быть столько, сколько их требуется для группы детей.

Вариант 2. Дети берут карточки с фигурами и садятся за стол. Для младшей группы в роли ведущего выступает воспитатель.

Воспитатель поднимает карточку и говорит: У меня кусок пиццы, на какую фигуру он похож?» Дети дают ответ и карточку забирает ребенок, у которого фигура треугольник. И т.д.

3. «Собери птичку»

Программное содержание: Формировать сенсорные эталоны у детей младшего школьного возраста, учить находить геометрические формы, соответствующего размера.

Картинки образцы: синичка, снегирь, сова, аист, Нарезанные из фетра геометрические фигуры соответствующих цветов.

Ход игры:

Детям предлагается самостоятельно собрать птичку по образцу на картинке и потом рассказать из каких фигур и какого цвета собрана птичка

4. Дидактическая игра «Спрячь матрешек»

Программное содержание: формировать сенсорные эталоны: большая -маленькая, закреплять у детей принцип складывания матрешек по размеру.

Правила игры: должны спрятаться все матрешки, кроме одной; не должно остаться лишних половинок.

Игровой материал: матрешки 3—х местные.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку одну матрешку, говорит, что остальные спрятались. Разбирая матрешку, находит остальных. Затем предлагает ребенку поиграть с матрешками в прятки.

Инструкция: «Спрячь матрешек»

5. Дидактическая игра «Отгадай, что в мешочке».

Программное содержание: формировать сенсорные эталоны большой- маленький, шар, куб; закреплять умение различать размеры предмета большой — маленький и форму: шар, куб.

Правила игры: можно доставать из мешочка только один предмет; нельзя подсматривать; отгадывать предмет на ощупь.

Игровой материал: мешочек из ткани, две пары предметов контрастной величины.

Ход игры: взрослый рассматривает с ребенком предметы: большой и маленький мячики, большой и маленький кубики, называя их размер. Затем помещает предметы в мешочек и предлагает ребенку найти в мешочке заданный предмет.

Инструкция: «Найди большой (маленький) кубик (мячик)».

6. «Найди цветок для бабочки»

Программное содержание: формировать сенсорные эталоны цвета, учить находить нужный цвет.

Игровые материалы: Игровое поле зеленого цвета с цветами красного, оранжевого, желтого, синего, голубого, белого цвета., таких же цветов бабочки. Для усложнения и бабочки и цветы могут быть с разными узорами: полоски, точки, кружочки, волнистые линии, и разного размера, как бабочки, так и цветы.

Правила игры: каждый берет по одной бабочке и сажают на цветок по очереди

Инструкция: Посади бабочку на цветок такого же цвета и с таким же рисунком как у бабочки

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год