Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие познавательной активности через применение дидактических игр»
Развивающие занятия
Автор: Инкеева В.Р, Закарова А.Е.   
12.02.2021 08:52

«Развитие познавательной активности через применение дидактических игр»«Развитие познавательной активности через применение дидактических игр»

Инкеева В.Р, Закарова А.Е. воспитатели МДОУ детский сад №126 г. Борзя

В психолого-педагогической литературе наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка – дошкольника. Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой деятельности. Игровая деятельность представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевыми, строительными, словесными и дидактическими, но именно обучающие игры являются средством формирования познавательный активности- ребенок не только познает, но получает новые знания, закрепляет их.

В дошкольном возрасте дети осваивают мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства.

 

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, дети учатся принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношении с окружающими людьми. Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у детей представление о взрослом как об образе. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых, овладевает познавательной активностью.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность детей. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре дети не только получают новые знания, но также обобщают и закрепляют их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям детей, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Дети воспринимают умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает их познавательную и умственную активность.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно – печатные игры и словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению детей действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. Играть в эти игры дети начинают в раннем возрасте и не утрачивают своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно – печатные игры, так же, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»).

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления детей, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

  • активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста
  • развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации
  • учит их действовать по правилам, развивает любознательность

- закрепляет знания, умения.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Дети, увлеченные игрой, не замечают того, что учатся, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от них мыслительной деятельности. Поэтому целью работы в данном направлении является развитие познавательной активности детей через дидактические игры.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • развивать мышление у детей;
  • обогащать жизненный и игровой опыт;
  • воспитывать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми;
  • создавать условия для самостоятельного выбора игры детьми;
  • развивать мелкую моторику рук и творческие способности;
  • развивать самостоятельность в поиске решений;
  • развивать умение отвечать и задавать вопросы.

При подборе игр учитываются возрастные особенности детей, а также интерес к играм.

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует детей, способствует повышению их жизненного тонуса, удовлетворяют личные интересы и социальные нужды. В дошкольном возрасте интересы детей перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Дети впервые психически выходят за рамки семьи, за пределы близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Основу этих игр составляют четко определенное программное содержание, дидактические задачи.

Но именно обучающие дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности. Дети познают, получают новые знания, обобщают и закрепляют их.

Дидактическая игра имеет большой воспитательный потенциал: благодаря ей дети приобретают высшие нравственные достижения, которые со временем становятся для них нормой.

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985
  2. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 10.
  3. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников, 2004
  4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду — М.: Просвещение, 1982
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год