Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Применение Кейс-технологии как элемента проблемно-ситуативного обучения в ДОУ»
Развивающие занятия
Автор: Муратова Валентина Владимировна   
04.02.2021 20:10

Проект «Применение Кейс-технологии как элемента проблемно-ситуативного обучения в ДОУ»Проект «Применение Кейс-технологии как элемента проблемно-ситуативного обучения в ДОУ»

Воспитатель: МДОУ «Детский сад № 126 г.Борзи» Муратова Валентина Владимировна

Аннотация проекта

Проект направлен:

  • На развитие способности анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией посредством кейс технологии.
  • На обеспечение реализации партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
  • Вовлечение родителей в образовательную деятельность. Перевод работы с родителями в русло взаимодействия и сотрудничества.

Что такое кейс и как его использовать?

 

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» — запутанный, необычный случай; а также от английского «case» — портфель, чемоданчик.

Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Актуальность темы:

Кейс–технология– метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на образовательном воздействии путем решения конкретных задач – ситуаций. Метод конкретных ситуаций относится к игровым имитационным активным методам. Перевод работы с родителями в русло взаимодействия и сотрудничества

В процессе освоения кейс-технологий дети:

  • учатся получать необходимую информацию в общении;
  • умеют соотносить свои устремления с интересами других;
  • учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • учатся отстаивать свою точку зрения;
  • умеют принимать помощь.

В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Технология кейс-фото актуальна, поскольку даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В фото – кейс входит:

  1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
  2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
  3. Задание – правильно поставленный вопрос, содержащий мотивацию для решения проблемы.

Применяя данную технологию рекомендую соблюдать следующие этапы:

- 1этап: на подготовительном этапе происходит знакомство детей с ситуацией (фотографией), фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации.

- 2 этап: совместно выделяем проблему, определяем целевую установку. Воспитанники самостоятельно осознают цель поиска.

- 3 этап: активизируем внимание детей при помощи наводящих вопросов, поддерживаем эмоциональный опыт детей, координируем работу во время поисковой деятельности воспитанников.

- 4 этап: (анализ принятия решения), составляем план действий, ребята демонстрируют умение логически рассуждать.

- 5 этап: (оценочно-рефлексивный) воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Данная технология используется как часть совместной деятельности воспитанника и воспитателя.

Таким образом, применение фото-кейс — технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников.

Кейс-иллюстрация — это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта: 1 год

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители

Адресация проекта: Проект предназначен для педагогов ДОУ.

Типовые особенности проекта:

По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий

  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: долгосрочный.

Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного учреждения.

Практическая значимость:

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Использование кейса в организации совместной деятельности взрослых и детей формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка, позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.

Цель проекта:

Внедрение в образовательное пространство кейс-технологию, основанную на использовании активных методов организации детской деятельности (обучения) и привлечении родителей в образовательный процесс.

Задачи проекта:

  1. Внедрить и активно использовать инновационную кейс- технологию среди участников образовательного процесса и родителей.
  2. Развивать познавательную активность дошкольников, умение анализировать, вести дискуссию через организацию совместной деятельности взрослых и детей с помощью технологии кейс.
  3. Использовать активные методы обучения, основанные на практической направленности, интерактивности, диалоге, на использовании знаний и опыта.
  4. Формировать в детях навыки сотрудничества, проявления инициативы, партнёрский стиль взаимоотношений взрослых и детей.
  5. Повышать профессиональную компетенцию педагогических кадров, овладение новыми педагогическими технологиями.
  6. Привлечь родителей к активной педагогической деятельности в рамках реализации кейс-технологии.

Новизна проекта: уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение – альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребенок должен сам учиться, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.

Новизна обеспечивается сочетанием элементов: интерактивность, активные методы обучения, вовлечения родителей, игра.

Этапы реализации проекта: (учебный год).

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

  1. этап — подготовительный (сентябрь)
  2. этап — практический, основной (октябрь – май)
  3. этап – итоговый (май)

План реализации проекта

Этап

Содержание этапа

Ожидаемый результат

I этап

подготовительный: сентябрь

Изучение теории и практики кейс-метода, применяемого в

других областях.

Разработка механизма внедрения кейс- технологии.

Обучающие семинары, мастер-классы и круглые столы для педагогов по внедрению технологии.

Проведение встреч с родительской общественностью.

Презентация технологии родителям.

Подготовка технического и методического оснащения проекта

Разработка НОД с использованием кейс - технологии

Вовлечение   детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации на основе кейс – технологии.

II этап

Практический, основной: октябрь-май

Октябрь

Кейс как педагогическая технология. Знакомство родителей с предстоящей работой над кейсами.

Ноябрь

Консультация для воспитателей « Кейс- технология в работе педагога ДОУ»

Декабрь

Мастер – класс для воспитателей

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ.

Март

Открытое мероприятие: НОД «Прогулка в лес» по кейс технологии

В течение года

Привлечение родителей к поиску материалов для решения, поиск иллюстраций и наглядности для формулирования решений проигрывание ситуаций.

Организация и проведение индивидуальной работы с детьми, закрепление полученных навыков.

Создание кейсов   по темам:

Фото «Как правильно переходить улицу»

Фото «Кукла»

Фото «В гости к медвежонку»

Фото «Умывание»

Фото «Аленка потеряла куклу»

Фото «Одежда в детском шкафу»

Иллюстрация «Неопрятный ребенок»

Иллюстрация «Дети одеваются на прогулку»


Системное решение детьми и родителями проблемных "кейсов". 

Развитие более доверительных отношений при работе с семьей, повышение родительской компетентности.

Актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

Развитие способности детей научиться работать с информацией, размышлять, прорабатывать различные проблемы, находить их решение;

Мотивация детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, поиску знаний, их закреплении посредством регулярного использования кейс - технологии.

Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

III этап

аналитический:

май

Анализ результатов работы по внедрению технологии кейс в организацию образовательной деятельности.

Презентация на тему «Кейс- технология это интересно!»

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Создание условий, стимулирующих работать с информацией, размышлять, прорабатывать различные проблемы, находить их решение основе кейс технологии.
  1. Развитие более доверительных отношений при работе с семьей, повышение родительской компетентности.
  1. Повышение у детей познавательной активности, развитие аналитических умений, речевых способностей.
  1. Формирование в детях навыков сотрудничества, проявления инициативы, партнёрского стиля взаимоотношений взрослых и детей.
  1. Мотивация детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, поиску знаний, их закреплении посредством регулярного использования кейс.
  2. Использование в образовательном процессе активных методов обучения организации детской деятельности.

Предполагаемые продукты:

1. Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ на основе Кейс технологии.

2.Создание кейсов по запланированным темам.

3. Презентация для педагогов ДОУ « Кейс - от идеи до воплощения»

Перспективы распространения Проекта:

В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями различных типов и видов города, края, страны в качестве руководства по моделированию и организации образовательного процесса в ДОУ на основе Кейс технологии.

Распространение кейс-технологии через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет. 

Список литературы:.

Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

Панина С.Т., Вавилова Л.Н.«Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.

Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» в 2 т. М. НИИ 2006 г.

             Интернет – ресурсы:

1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения /URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html

2.Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. /

URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

3.http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год