Развитие самостоятельности ребенка. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Кочеткова Снежана Станиславовна | |||
06.01.2021 19:52 | |||
Развитие самостоятельности ребенка. С первых дней жизни мамы заботятся о своих детях: одевают, обувают, кормят и делают все, чтобы ее ребенку было хорошо и комфортно. Они подавляют любое проявление самостоятельности у ребенка, ведь так удобней: не надо ждать, когда ребенок сам оденется или поест, потом убирать все придется половину дня, а как доверить ему кружку? — он же ее разобьет. Когда ребенку исполняется три года, у мам постепенно наступает разочарование и раздражение: почему он такой неумелый, неуклюжий, почему сам ничего не умеет и не хочет делать? К 4-5 годам это становится большой проблемой, ведь ребенок привык, что ему прислуживают, у него уже выработался такой стиль жизни. Чтобы научить его самостоятельности уходит намного больше времени и сил. Помоги мне сделать это самому — основной принцип занятий в Монтессори-педагогике. Взрослые могут предложить ребенку ровно столько помощи, сколько необходимо ребёнку.
Поддерживаем любой импульс ребенка к самостоятельности. Во-первых, одежда. Она должна быть удобной, не стесняющей движений ребенка. Малыш сам может надеть большую часть своего гардероба. В трудных случаях мама инициирует совместный процесс одевания. Для детей постарше необходимо многократное повторение той или иной трудовой операции (саму молнию застегнуть не трудно, но тяжело правильно вставить «бегунок» в пазы) Во-вторых, самообслуживание дома. Почему ребенок не может самостоятельно умыться, причесаться, попить, повесить одежду в шкаф? Наши квартиры не рассчитаны на детей! Повесьте ему полочку, чтобы он мог без вашей помощи достать мыло, щетку, пасту, полотенце. А папа пусть сделает стульчик, чтобы ребенок сам мог дотянуться до крана. На кухне можно выделить место под кружечку и маленький легкий кувшинчик с водой в досягаемости ребенка. Вы увидите, как будет счастлив и горд ребенок своей самостоятельностью! Следующая важная деталь, Все, чем занимались, возвращается на место сразу после работы. Любая уборка производится сразу по окончании деятельности. Это законченный цикл! Определите для себя уровень комфортной ситуации: вы покушали и сразу же убрали посуду в раковину, вытерев стол. Или, например, помыли ее и разложили все по местам. Порисовали – надо убрать краски-кисти на свою полку. Или отнести в ванну для более поздней промывки. Это важный фактор, на который вы будете опираться в дальнейшем. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ребенок познает законы природы: жидкость проливается, стекло бьется, кошка орет, если ей наступить на хвост. Наша задача спокойно и коротко прокомментировать, что произошло: «Чашка разбилась!». Ничего страшного, вместе исправим: «Надо убрать. Подержи совочек, а я смету осколки щеткой. Стало чисто!» Это важный момент: ребенок знакомится с алгоритмом действий в разных жизненных ситуациях. Если мы не ругаем ребенка за ошибки, у него не будет боязни сделать что-нибудь не так. Часто познавательный процесс у детей затормаживается из-за неправильной, резкой реакции родителей на их ошибки. Не даем реакцию на неправильные действия! К сожалению, мы считаем, что наш родительский долг обращать на недостатки: указать ребенку на то, что он делает не так, а вот психологи говорят, что мозг человека не воспринимает запреты. Т.е. указания с частицей «не» … Вместо всех этих срывающихся с языка «не бегай!», «не кричи!» формулируем все указания и желаемые действия в позитиве. «Ходим спокойно», «Говорим тихо», то есть проговариваем, что мы от человека хотим! Пример: «Какой у тебя в комнате бардак!» — «Мне так нравится, когда у тебя порядок и чистота!». Время ребенка течет не так, как время взрослого. Взрослые за много лет своей жизни научились планировать свое время. Несправедливо требовать от двух-пяти- и даже десятилетнего ребенка умение четко планировать свою деятельность и рассчитывать время, которое для этого нужно! Это задача взрослого. И, конечно, умный взрослый, понимает, что моторика ребенка далеко не так развита, как у взрослого. Поэтому необходимо оставить существенно больше времени ребенку на одевание, еду, умывание, нежели мы бы его подняли с постели, одели, покормили. Воспитание самостоятельности ребенка — процесс долгий, но окупится сторицей! Все это — простые житейские приемы, используя их в воспитании, мы много добьемся. Развитое чувство самостоятельности поможет ребенку чувствовать себя сильным и уверенным в жизни, когда он станет взрослым.
|