ДОКЛАД «Организация развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы по комплексной общеобразовательной программе «Детство» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Хакимова Саида Рафиковна. Соавторы: Саитова Гузелия Дамировна, Дацкова Наталья Юрьевна, Хорошева Марина Витальевна, Щипанова Лариса Викторовна | |||
23.12.2020 22:22 | |||
ДОКЛАД «Организация развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы по комплексной общеобразовательной программе «Детство» В каждой общеобразовательной программе дошкольного образования определены организационные условия к ее созданию этой среды. В комплексной общеобразовательной программе «Детство», авторами которой являются Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. (2019), определено, что в каждой возрастной группе, в том числе и подготовительной, необходимо создавать различные центры активности:
Организуя данные центры активности в подготовительной группе, авторы программы «Детство» указывают на обязательный учет психофизиологических особенностей ребенка 7-ого года жизни. Важно обязательно учитывать то, что у детей этого возраста меняться психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.
Пространство подготовительной группы желательно разбить на небольшие полузамкнутые микропространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Необходимо, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Игровой центр подготовительной группы должен предоставлять детям возможность участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях. Следует организовать игротеку, в которой представлены дидактические, развивающие и логико-математические игры. Для самостоятельной повседневной трудовой деятельности следует создать творческие мастерские, позволяющие детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и другими материалами. Для экспериментирования лучше организовать отдельное помещение, а в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с шарами, подвесами, водой, природными материалами. Литературный центр подготовительной группы следует пополнить справочной, познавательной литература, общими и тематическими энциклопедиями для дошкольников. Желательно расставить книги в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам: природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п. В подготовительной группе начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить столы рядами, повесить школьную доску. Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали взрослой одежды – шляпу, галстук, длинную пышную юбку, солнечные очки, шаль, пилотку стюардессы, капитанскую фуражку и т. п. В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это ( «+» — правильно, возможно; «–» — так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций». Для него нужны основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот. Детали представлены в 4-5 вариантах. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении. Подготовлено по материалам: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 352 с.
|