Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Авдеева Марина Юрьевна | |||
28.12.2020 08:56 | |||
Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: Марина Юрьевна Авдеева, воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с № 13» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 13» Магнитогорск 2020 г Одним из основных принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры [1]. Ведущий вид деятельности детей — игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей [2]. В нашем дошкольном учреждении процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Дети стремятся к активной деятельности, и для наших педагогов важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее мы выстраиваем процесс воспитания и организация игровой деятельности, чем более она значима для ребёнка и отвечает его интересам, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Вот почему игра является наиболее близким и естественным видом деятельности для дошколят нашего детского сада.
В игре ребёнок развивается, познает мир, общается. В связи с этим перед воспитателями ставятся новые задачи: обогатить игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие; создать дошкольникам условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности, используя весь калейдоскоп возможностей (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, игры-эксперименты, народные, режиссёрские и др.). Сюжетно-ролевая игра — это своеобразная общественная модель. В ней дети представляют себя взрослыми. Такая игра дает возможность детям старшего возраста нашего детского сада осознать мотивы и цели деятельности взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому я, как педагог, стараюсь способствовать расширению тематики сюжетно-ролевых игр, развитию их содержания на основе расширения знаний дошкольников об обществе и социальных ролях. Это достигается путём чтения разнообразной художественной литературы, посещение спектаклей. В процессе игровой деятельности старшие дошкольники нашего учреждения переходят от простых к более осмысленным действиям: продумывают сценарий, устанавливают правила, создают персонажей. Игра становится для них проводником к взаимодействию с социумом: дети учатся играть не рядом, а вместе с товарищами. Исследуя в своей практике различные виды игр, я сделала вывод, что сюжетно-ролевые являются наиболее близкими и доступными для детей старшей группы. На примере сюжетно-ролевых игр ( «Больница», «Магазин», «Отдел полиции», «Пожарная часть», «Цирк» и др.) дети в моей группе учатся примерять на себя различные социальные роли, что является важным фактором становления личности. В сюжетно-ролевых играх дошкольники выступают в различных амплуа: то они сценаристы ( «Путешествие на Марс»), то режиссёры (Толик и Андрей 5 лет снимали на камеру фильм о работе повара, предварительно собрав материал и побывав с воспитателем на экскурсии в цехе готовой продукции), то актёры. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности. Хочется привести пример из своего опыта работы в старшей группе нашего МДОУ. Девочка Варя долгое время была замкнута, зажата, неохотно шла на контакты с детьми. При выяснении причин, стало известно, что в д/с, из которого была переведена Варя, не уделялось должного внимания сюжетно-ролевым играм. Спустя месяц активной игровой деятельности в нашей группе с применением сюжетно-ролевых игр девочка стала более коммуникабельной и открытой. Сначала Варвара играла одна: придумывала сюжеты и сценарии (больница, магазин, зоопарк) и выступала в своей игре в разных ролях. Например, в сюжетно-ролевой игре «Цирк» старательно изображала не людей, а различных животных. Или же она воображала себе вымышленного напарника (развитие воображения и творческого мышления). Постепенно она начала впускать в свою игру других детей. Результат налицо: сейчас Варя адекватно эмоционально реагирует на предложения других детей с ней поиграть, с удовольствием вливается в коллективную игру в разных ролях. Нередко я замечаю в своей группе конфликтные ситуации между детьми. Слышу реплики среди ребят: «Не хочу быть покупателем, хочу продавцом». Такое происходит из-за неумения распределять роли, нежелания идти на компромиссы, что характерно для данного возраста. И зачастую я наблюдаю в начале игры ситуацию, когда все играющие хотят выступить в одной роли. Задача педагога в этот момент – посодействовать договору между детьми, помочь спланировать ролевые отношения, сглаживая процесс социализации. Не каждая сюжетно-ролевая игра может способствовать нравственному развитию детей. Иногда мне приходится наблюдать картину развития сюжета игры негативной направленности. Дети играют в «Магазин», покупая «пиво», «сигареты». Направленность игр зависит от воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, личным примером объясняя «что такое хорошо и что такое плохо». Своим примером воспитатель показывает детям образцы доброго, внимательного отношения к окружающим, поддерживает и поощряет положительные поступки детей [2: 5]. В нашем детском саду практикуются визиты родителей с рассказами о своих профессиях и демонстрацией тематического наглядного материала. После таких встреч дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры на основе услышанных историй из реальной жизни, дополняя их своими деталями и вымышленными образами. Для наглядности воспитатели и педагоги нашего детского учреждения организуют для детей всевозможные экскурсии по городу, где на примерах обогащают их представления о социальном мире. Проведение таких экскурсий способствует обогащению знаний дошкольников, пробуждает у них любознательность, что впоследствии отражается в игровой деятельности ( «Ателье», «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин»). Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях социальной действительности. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие наших воспитанников, мы, педагоги, постоянно руководим игровой деятельностью. Мы заинтересованы играми детей, стремимся поддержать и развить их игровые интересы, но при этом не вмешиваемся радикально в процесс, а лишь корректируем и направляем. Список литературы
|