Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Развивающие занятия
Автор: Авдеева Марина Юрьевна   
28.12.2020 08:56

Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Марина Юрьевна Авдеева, воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с № 13» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 13» Магнитогорск 2020 г

Одним из основных принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры [1].

Ведущий вид деятельности детей — игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей [2]. В нашем дошкольном учреждении процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Дети стремятся к активной деятельности, и для наших педагогов важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее мы выстраиваем процесс воспитания и организация игровой деятельности, чем более она значима для ребёнка и отвечает его интересам, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Вот почему игра является наиболее близким и естественным видом деятельности для дошколят нашего детского сада.

 

В игре ребёнок развивается, познает мир, общается. В связи с этим перед воспитателями ставятся новые задачи: обогатить игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие; создать дошкольникам условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности, используя весь калейдоскоп возможностей (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, игры-эксперименты, народные, режиссёрские и др.).

Сюжетно-ролевая игра — это своеобразная общественная модель. В ней дети представляют себя взрослыми. Такая игра дает возможность детям старшего возраста нашего детского сада осознать мотивы и цели деятельности взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому я, как педагог, стараюсь способствовать расширению тематики сюжетно-ролевых игр, развитию их содержания на основе расширения знаний дошкольников об обществе и социальных ролях. Это достигается путём чтения разнообразной художественной литературы, посещение спектаклей.

В процессе игровой деятельности старшие дошкольники нашего учреждения переходят от простых к более осмысленным действиям: продумывают сценарий, устанавливают правила, создают персонажей. Игра становится для них проводником к взаимодействию с социумом: дети учатся играть не рядом, а вместе с товарищами.

Исследуя в своей практике различные виды игр, я сделала вывод, что сюжетно-ролевые являются наиболее близкими и доступными для детей старшей группы. На примере сюжетно-ролевых игр ( «Больница», «Магазин», «Отдел полиции», «Пожарная часть», «Цирк» и др.) дети в моей группе учатся примерять на себя различные социальные роли, что является важным фактором становления личности.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники выступают в различных амплуа: то они сценаристы ( «Путешествие на Марс»), то режиссёры (Толик и Андрей 5 лет снимали на камеру фильм о работе повара, предварительно собрав материал и побывав с воспитателем на экскурсии в цехе готовой продукции), то актёры. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности.

Хочется привести пример из своего опыта работы в старшей группе нашего МДОУ. Девочка Варя долгое время была замкнута, зажата, неохотно шла на контакты с детьми. При выяснении причин, стало известно, что в д/с, из которого была переведена Варя, не уделялось должного внимания сюжетно-ролевым играм. Спустя месяц активной игровой деятельности в нашей группе с применением сюжетно-ролевых игр девочка стала более коммуникабельной и открытой. Сначала Варвара играла одна: придумывала сюжеты и сценарии (больница, магазин, зоопарк) и выступала в своей игре в разных ролях. Например, в сюжетно-ролевой игре «Цирк» старательно изображала не людей, а различных животных. Или же она воображала себе вымышленного напарника (развитие воображения и творческого мышления). Постепенно она начала впускать в свою игру других детей. Результат налицо: сейчас Варя адекватно эмоционально реагирует на предложения других детей с ней поиграть, с удовольствием вливается в коллективную игру в разных ролях.

Нередко я замечаю в своей группе конфликтные ситуации между детьми. Слышу реплики среди ребят: «Не хочу быть покупателем, хочу продавцом». Такое происходит из-за неумения распределять роли, нежелания идти на компромиссы, что характерно для данного возраста. И зачастую я наблюдаю в начале игры ситуацию, когда все играющие хотят выступить в одной роли. Задача педагога в этот момент – посодействовать договору между детьми, помочь спланировать ролевые отношения, сглаживая процесс социализации.

Не каждая сюжетно-ролевая игра может способствовать нравственному развитию детей. Иногда мне приходится наблюдать картину развития сюжета игры негативной направленности. Дети играют в «Магазин», покупая «пиво», «сигареты».

Направленность игр зависит от воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, личным примером объясняя «что такое хорошо и что такое плохо». Своим примером воспитатель показывает детям образцы доброго, внимательного отношения к окружающим, поддерживает и поощряет положительные поступки детей [2: 5].

В нашем детском саду практикуются визиты родителей с рассказами о своих профессиях и демонстрацией тематического наглядного материала. После таких встреч дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры на основе услышанных историй из реальной жизни, дополняя их своими деталями и вымышленными образами.

Для наглядности воспитатели и педагоги нашего детского учреждения организуют для детей всевозможные экскурсии по городу, где на примерах обогащают их представления о социальном мире. Проведение таких экскурсий способствует обогащению знаний дошкольников, пробуждает у них любознательность, что впоследствии отражается в игровой деятельности ( «Ателье», «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин»).

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях социальной действительности.

Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие наших воспитанников, мы, педагоги, постоянно руководим игровой деятельностью. Мы заинтересованы играми детей, стремимся поддержать и развить их игровые интересы, но при этом не вмешиваемся радикально в процесс, а лишь корректируем и направляем.

Список литературы

  1. https://classinform. ru/fgos/1. 1-doshkolnoe-obrazovanie. html
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. -528 с.
  3. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др. Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — 288 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год