Сенсорное развитие детей раннего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность |
Развивающие занятия | |||
Автор: Ивонина Елена Викторовна | |||
11.12.2020 18:59 | |||
Сенсорное развитие детей раннего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Ивонина Елена Викторовна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 общеразвивающего вида» с. Выльгорт, Республика Коми Сыктывдинский район Аннотация: в статье раскрываются особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста, рассматриваются эксперименты, опыты и исследования, как эффективное средство развития сенсорных эталонов, формирования сенсорной кульуры и развития познавательного интереса. Ключевые слова: сенсорное воспитание, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, восприятие, любознательность, ранний возраст. Я хотела поделиться своим реальным опытом работы. Когда я работала в старших групах, познавательно-исследовательская деятельность у нас была одним из приоритетных видов деятельности. Мы экспериментировали и исследовали и делали выводы практически каждый день и в группе и на прогулке – словом везде, где это было возможно. Но дети выросли и ушли в школу… А сейчас я работаю в группе раннего возраста. И поначалу думала, что исследовательскую деятельность с такими маленькими детьми будет организовать проблематично, но потом поняла, что дети такого возраста познают и исследуют не каждый день, как в более старших группах, а каждый час и даже каждую минуту… Как же я ошибалась, что с малышами будет трудно экспериментировать и исследовать. Ничего подобного. Они впитывают все как губка и проявляют еще большую инициативу в исследовании и экспериментировании У детей в раннем возрасте экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Особенно это помогает отвлечь ребенка при адаптации. Когда ребенок плачет и все мысли его только о маме и почему она его здесь оставила, то я часто предлагаю ему поиграть сенсорную коробку, тазик с водой или песочницу с кинетическим песком. Ведь вода и песок оказывают релаксационное действие, снимают излишнюю тревожность и агрессивность Познавательно-исследовательская деядельность зарождается в раннем детстве и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются простые орудийные действия и сенсорные эталоны. Сенсорное воспитание – это развитие восприятий и формирование представлений о внешних свойствах предметов: (их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.) От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем. Поэтому тему своего самообразования я сформулировала так: сенсорное развитие детей раннего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность. Выдающиеся ученые, справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:
Таким образом, цель моей работы – это создание условий для формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
На первом этапе был составлен тематический план опытно-экспериментальной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Также проводилась работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов. Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий и картотека опытов. Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной. Каждый месяц мы с родителями подготавливаем и создать игровой материал (звучащие, тактильные игрушки и для развития мелкой моторики); для пополнения нашей мини лаборатории. С родителями были проведены онлайн консультации по «Созданию условий для экспериментирования детей дома» и «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста. Хоть я и работаю в этом направлении всего два месяца – я понимаю, что проведенная мною работа, приносит свои результаты. Я вижу как дети становятся любознательными, пытливыми, инициативными и мотивированными к исследованию. Стремятся познать мир и стать более самостоятельными в этом познании, у них появляется восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылками для восприятия естественно-научных представлений. Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. Считаю очень важным моментом экспериментировать и исследовать на протяжении всего периода адаптации – для улучшения эмоционального фона и сплочения членов такого маленького коллектива.
|