Проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Графический серпантин» |
Развивающие занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Талыгина Анна Юрьевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.12.2020 04:26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Графический серпантин» СОДЕРЖАНИЕ.
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А. Сухомлинский
Паспорт проекта Паспорт проекта
Актуальность проекта В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание состоит, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка. В последнее время все чаще встречаются дети с проблемами развития, у которых отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при ряде речевых нарушений отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость – уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Данная методическая разработка поможет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (включая детей с особыми образовательными потребностями) предпосылки, необходимые для осуществления любой, и особенно учебной деятельности, требующей развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений); развитых внимания, памяти, речи, пространственного восприятия и творческого мышления, волевых усилий. Основная проблема проекта: Развитие графомоторных навыков, тонкой моторики рук у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, включая детей с особыми образовательными потребностями. Педагогические принципы реализации проекта: üпринцип единства диагностики и коррекции; üпринцип системности и последовательности в подаче материала; üучет объема и степени разнообразия материала (переходить к новому материалу только после относительной сформированности того или иного умения, увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно); üсоблюдение интересов ребёнка, учет его индивидуальных возможностей; üсоблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона; üвариативность. Основная функция коррекционно-развивающей работы: - создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей, у которых: üнаблюдается недоразвитие мелкой моторики рук; üнаблюдается торможение речевого развития; üнаблюдаются затруднения в овладении чтением, рисованием и т.п. - создание мотивационной базы для самостоятельной деятельности детей. Механизмы реализации проекта: Реализация поставленных задач проходит в три этапа: I этап – подготовительный II этап - практический III этап - итоговый
Ожидаемый результат: üформирование графомоторных навыков; üразвитие произвольности; üулучшение координации; üразвитие воображения, внимания, памяти, логического мышления; üразвитие пространственных представлений Методическое обеспечение проекта:
Методическое сопровождение проекта:
Описание проекта В начале учебного года проведена диагностика в старших и подготовительных группах. В тестировании участвовали также ученики начальной школы с особыми образовательными потребностями.
Анализ диагностических данных
Анализ диагностических данных показал, что у детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук. Замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев напрямую связана с развитием речи и интеллектуальной готовностью ребенка к школьному обучению.Практически все обследуемые дети были пассивны при выполнении заданий и нуждаются в стимулирующей помощи педагога. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной коррекционной помощи этой категории детей (включая детей с особыми образовательными потребностями), которая поможет ускорить: созревание речевых областей, развитие внимания, памяти, пространственного восприятия и мышления, развитие тонкой моторики рук и графомоторного навыка. Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля. В связи с этим с сентября по май был разработан и внедрен в практическую деятельность педагога-психолога проект «Графический серпантин» для детей старшего дошкольного и младшего школьного (дети с ОВЗ) возраста. ______________________________________________________________________ Занятия начинаются с особого вида гимнастики («гимнастика для мозга»), позволяющего повысить продуктивность протекания психических процессов за счет нормализации функционирования всей биосистемы ребенка. Только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность. Воздействие упражнений имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Данный комплекс упражнений позволяет обрести позитивность, активность, способность концентрировать внимание, активизирует работу мозга и подготавливает его к восприятию сенсорной информации. Данная гимнастика полезна для любого ребенка. Например, упражнение «Ленивая восьмерка» - для синхронизации работы рук и глаз. Эффект достигается за счет «рисования» в воздухе восьмерки большим пальцем вначале левой, затем правой руки. Одновременно с этим за движением руки следует и взгляд, для концентрации которого на ноготь большого пальца наклеивается метка красного цвета из изоленты. Или упражнение «Рисуем в воздухе» - «рисование» в воздухе одновременно обеими руками контуров геометрических фигур или предметов. Варианты упражнения: 1. Одновременное «рисование» обеими руками общего контура (квадрат, солнышко, елочка и т.д.) 2. Одновременное «рисование» каждой рукой одной и той же фигуры (ромб, квадрат, круг и т.д.) 3. Одновременное «рисование» каждой рукой, но разных по форме фигур. Например, правая рука «рисует» квадрат, а левая – круг. ______________________________________________________________________ Параллельно с «Гимнастикой для мозга» проводились занятия с рисунками-образцами для копирования «Волшебными обводилками». Для осуществления практической цели были отобраны несколько направлений коррекционной работы по развитию графомоторных навыков:
Упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у детей как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования рисунков-образцов. На занятиях использовались рисунки-образцы, которые выполнены толстыми линиями, и каждая линия имеет внешний и внутренний контуры. Детям объясняется, что следует придерживаться единственного выбранного заранее (внешнего или внутреннего) контура, не переходя с одного на другой. В результате должна получиться полая линия, которую в дальнейшем можно заштриховать или раскрасить. Для получения копий используется копировальная бумага, которая располагается под рисунком на чистом листе бумаги. Образцы укрепляются на поверхности (вертикальной или горизонтальной) скотчем или магнитами. Перед тем как начинать копирование карандашом, дети обводили рисунок пальцем или всей кистью руки непосредственно по контуру с целью создания двигательного образа изображения (поочередно каждой рукой). Ощутимый результат по развитию мелкой моторики рук дает обкатка контуров маленьким шипованным мячиком (ребенок должен перебирать мячик пальцами, а не катить его ладонью), потом маленькой машинкой (или другой игрушкой). После того как дети научились обводить весь контур не останавливаясь, мы перешли к непосредственному копированию рисунка. На первых этапах – отдельных частей образца (карандашом или фломастером). Затем объем работы увеличился. Некоторые рисунки – это слова, которые маленький ребенок, конечно же, самостоятельно написать не может. Но, копируя рисунки тем или иным способом, он эту возможность получает. Вначале дети освоили процесс копирования карандашом, поработав с рисунками-образцами 1-10. В результате копирования получается полая контурная линия. Эту линию дети учились закрашивать разными способами: например, прокладывали параллельно основным многочисленные дополнительные контуры цветными карандашами поочередно каждой рукой и в разных направлениях или закрашивали отдельные участки полой линии цветными мелками, чередуя цвета. Штриховка является одним из важнейших упражнений по развитию графомоторных навыков, которые в свою очередь, формируют высшие психические функции ребенка. Если любую из предлагаемых копий дополнительно разделить на отдельные части и штриховать каждую часть отдельно, то ребенок вынужден брать карандаш в руки множество раз. И тогда штриховка, не переставая быть игрой, становится дополнительным тренировочным процессом. На рисунках 11- 24 упражнения усложняются, появляются силуэты предметов, животных или людей. А рисунки 25 – 34 предназначены для синхронизации работы обеих рук. Дети выполняли упражнение непосредственно по образцам, без предварительного копирования, действуя двумя руками одновременно как при горизонтальном, так и при вертикальном расположении рисунка: - ребенок обводит контур рисунка пальцами (или кистью руки), а затем движениями над ним в воздухе каждой рукой в отдельности и в двух направлениях (сначала слева направо, затем справа налево) для создания образа рисунка; - контур обводится одновременно пальцами обеих рук в разных направлениях (руки движутся по стрелкам навстречу друг другу). Для самоконтроля на отдельных симметричных участках рисунков отмечены точки, которые обе руки должны пройти одновременно. Копирование рисунков 25 – 34 карандашом одновременно обеими руками и в разных направлениях не предусмотрено. ______________________________________________________________________ Невозможно развитие личности без творчества. Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. И именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Воображение более эффективно развивается и совершенствуется при целенаправленной работе, что в свою очередь расширяет познавательные возможности детей. Многочисленные копии рисунков-образцов «Волшебных обводилок» являются прекрасным материалом для изготовления поделок. Дети очень увлекаются процессом, когда нужно самим создавать разнообразные образы. Выполняя поделку своими руками, дети познают мир. При выполнении итоговых работ использовались разнообразные материалы: окрашенное пшено, манка, скорлупа, конфетти, бисер, кварцевый песок, перья, ткань и пр. Занятия с применением «Гимнастики для мозга» и «Волшебными обводилками» способствуют:
- развитие мелкой моторики; - развитие зрения, осязания; - развитие тактильного восприятия; - развитие сенсомоторных способностей; - развитие координации руки и глаза. 2. Социализации ребёнка, развитию коммуникативных навыков: - совершенствование речи, как средства общения, формирование умения вести диалог с взрослым и со сверстниками; - обогащение активного словаря 3. Ознакомлению с предметным окружением. Формированию первичных представлений об объектах окружающего мира: - ознакомление со свойствами и качествами различных материалов; - ориентировка в пространстве 4. Развитию познавательно-исследовательской деятельности: - развитие познавательного интереса; - развитие любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий; - развитие воображения и творческой активности. Результаты проекта Проведенная в конце учебного года диагностика динамики развития графомоторного навыка, крупной и мелкой моторики, произвольной сферы, пространственных представлений и пр. позволяет сделать вывод о повышении уровня развития исследуемых качеств в данной подгруппе за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития и уменьшения детей с низким уровнем развития. В результате созданного и проведённого проекта по развитию графомоторных навыков и пространственных представлений у детей, участвующих в проекте, сформировано положительное отношение к графическим упражнениям, занятия вызывают устойчивый интерес и доставляют детям истинное удовольствие. Работа с «обводилками» позволяет стимулировать познавательную деятельность, развивает детскую фантазию и воображение. Дети умеют правильно держать карандаш, уверенно выполнять различные графические элементы. Также дети могут ставить перед собой элементарные графические задачи, контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевают умением управлять не только своими движениями, но и вниманием, т.е. ребенок переходит к сознательным целенаправленным действиям. Большинство детей данной подгруппы умеют работать по заданному образцу, умеют самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, умеют контролировать собственные действия и т.д. Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, способствовало развитию познавательных процессов, графических навыков, совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе), улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по «Волшебным обводилкам».
|