Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Ленгард Софья Ильдаровна | |||
28.09.2020 15:49 | |||
Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста Занятия проводятся в просторном помещении с наличием свободных зон для физических игр. Все дети должны быть обеспечены карандашами и бумагой. Время, затраченное на проведение одного занятия, не должно превышать 45 минут. Если же время превышает этот лимит, рекомендуется делать паузы с разминкой. Оборудование: иллюстрации, книги, карточки на каждого ребенка, серия сюжетных картин. Занятия имеют следующую структуру, состоящую из нескольких ступеней:
Как правило, упражнения на сплочение аудитории направлены на двигательную активность. Выполняя такие упражнения, дети активизируются, появляется общее настроение, положительные эмоции, готовность к последующим совместным действиям.
В качестве такого упражнения можно использовать такую игру: Дети становятся в широкий круг, затем воспитатель раздаёт всем карточки, на которых нарисованы герои известных сказок, одно имя сказочного героя он оставляет для себя. Каждый участник тренинга должен назваться своим сказочным именем. Ведущий берёт мяч и кидает в круг, называя имя героя сказки. Поймать или подобрать его должен тот, кто назвался этим именем. Тот, кто пропустит мяч, и его подберёт другой участник, становится ведущим. Упражнение должно проходить в интересной, занимательной форме, чтобы создать творческий настрой на занятие и подготовить участников к спонтанной деятельности и внутригрупповой коммуникации. 3. Основная часть — упражнения по развитию произвольной памяти. Содержание основной части предполагало знакомство детей с теоретическим материалом, задания, упражнения и игры на развитие памяти. Первое направление — работа над произвольной образной памятью 1. Игра «Рассеянный крокодил» Задание 1.1. Посмотрите внимательно на этого неаккуратного Крокодила. (После этого картинку необходимо убрать и попросить детей рисовать по памяти.) Задание 1.2. А теперь нарисуйте то, что вы запомнили! Задание 1.3. Перечислите всё, что вы рисовали: - Какого цвета Крокодил на рисунке? - Какого цвета должен быть Крокодил? - Какие у него глаза? - Какой у Крокодила хвост? - Есть ли у него шкура, чешуя? - Сколько у Крокодила ног? - Что случилось с его обувью? Задание 1.4. Сравните свой рисунок с рисунком в книжке. Отличаются ли эти рисунки чем-нибудь? Какие отличия вы видите? 2. Игра «Гуляем по лесу» Представьте, ребята, что мы уже в лесу! Я буду называть вам птиц. Вы должны вспомнить тех, кого я пропустила. Итак, сорока, ворона. Ласточка, дрозд, малиновка… Задание 2.1. Назовите всех птиц, каких вы знаете. Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками. Задание 2.2. Картинки убираются. Детей просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры. 3. Игра «Загадка» Я загадаю загадку, а отгадку прошу вас нарисовать. Внимание! Что за зверь лесной Задание 4.1. Какими словами можно рассказать про зайца. Задание 4.2. Вспомните и повторите загадку. Второе направление — работа по развитию произвольной зрительной памяти. Цель: развивать произвольную зрительную память через рассмотрение образа и словесное обозначение. Задачи:
Используемые игры. 1. Игра «Составь картинку» Цель: развитие произвольной зрительной памяти. Материал: набор геометрических фигур вырезанных из картона (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, полукруг). Проведение игры: Первый этап. Показать детям несколько геометрических фигур, предложить подумать, какие предметы можно из них составить. Выложить это изображение. Инструкция: «Запомните и составьте такое же самостоятельно». Подчеркнуть, что разноцветные фигуры нужны для того, чтобы составить изображение, белые фигуры помогают запомнить форму, количество отдельных деталей предмета. Задать вопрос: «Что нужно запомнить, чтобы правильно составить картинку?» После того, как дети составили изображение, они проверяют правильность, отмечают ошибки. Как только игра будет освоена, осуществляется переход ко второму этапу игры. Второй этап. На этом этапе детям предлагаются предметы, изображенные на карточках, в этом случае дети сами анализируют картинку, выделяют необходимые детали. После завершения изображения анализируют его. 2. Игра «Запомни геометрические фигуры» Цель: развитие произвольной зрительной памяти. Материал: карточки с изображёнными геометрическими фигурами. Проведение игры: показать ребёнку картинку с изображёнными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Инструкция: «Посмотрите, и запомни геометрические фигуры». Предъяви карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с наибольшим количеством геометрических фигур, ребёнок показывает первичный вариант. Упражнение рефлексии Рефлексия — это осмысление происходящих действий, фиксирование изменений состояний личности. В конце каждого занятия как вариант подведения итогов предлагается проводить беседу с детьми. Уже не дети, а воспитатель должен раскрыть смысл проведенной игры, подводя итог всему сказанному детьми. Эта беседа не должна носить откровенно назидательный характер. Она должна закрепить в памяти правильные формулировки, которые уже были озвучены детьми. Заключительная часть В конце заключительной части – релаксация – это произвольное расслабление мышц. Она основана на способности человека мысленно производить отключение мышц от двигательных центров головного мозга. Имитационное упражнение “Снежинки” (раскрепощение, эмоциональная разрядка). Ой, летят-летят снежинки, Дети бегут врассыпную Белоснежные пушинки, Это зимушка-зима рукавами повела. Плавные движения рук вправо влево Все снежинки закружила. Кружатся на месте И на землю опустила. Приседают и кладут снежинки Коррекционная работа состоит из систематического цикла занятий. Все занятия состояли из трех частей: подготовительная часть, основная, заключительная.
|