Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Шарова Ольга Сергеевна | |||
20.06.2020 20:21 | |||
Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Шарова Ольга Сергеевна «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося» А.А. Столяр Актуальность: Образовательная программа дошкольного образования, согласно ФГОС ДОО, должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). п.2. 6 ФГОС ДОО
Объект исследования: процесс развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития математических представлений. Теория: I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве. II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами. III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними. IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости, например на листе бумаги. Некоторые авторы (В. Г. Нечаева, О.И. Галкина, Н.А. Сенкевич и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов». V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии и в речи самих детей. Цель: исследовать влияние дидактических игр и спроектировать комплекс игр, направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
Дидактическая игра – одна из наиболее значимых форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. Проектная часть: Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование пространственных отношений для детей старшего дошкольного возраста. I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади. II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от себя», «от другого человека» III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве). Результат: Предполагается, что проектирование комплекса дидактических игр по развитию пространственных представлений будет способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.
|