Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации |
Развивающие занятия | |||
Автор: Додонова Наталья Сергеевна | |||
15.05.2020 12:17 | |||
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации С первых дней своего существования ребенок окружен другими людьми, с самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения он приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимодействия с другими людьми ребенок получает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Так происходит процесс социализации. ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. «Стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих за-дач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [6, п.1. 6]. Одним из механизмов, способных обеспечить эффективность данного процесса, является развитие эмоционального интеллекта детей.
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать свои чувства и чувства других людей, это умение управлять своими эмоциями и предвидеть поведение другого человека, это эмоциональная чуткость и отзывчивость, и как итог, способность поддерживать оптимальные взаимоотношения с окружающими, высокая адаптивность в коллективе. В МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» г.о. Шуя ведется систематическая работа по формированию и развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. В рамках психолого-педагогического сопровождения мы провели диагностическое обследование на изучение социально-эмоционального интеллекта (методика оценки интеллекта детей старшего дошкольного возраста Я.И. Михайлова). Целью обследования являлась оценка способности к распознаванию эмоциональных состояний, прогнозированию ситуаций общения и социального взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста. Анализируя полученные результаты, мы отметили, что среди обследованных не оказалось детей с низким уровнем социально-эмоционального развития, однако часть детей испытывает трудности в понимании эмоций окружающих людей, затрудняется в адекватной вербализации собственных эмоциональных состояний, не всегда правильно понимает причины смены как своих, так и эмоций других людей. Работа с дошкольниками по развитию эмоционального интеллекта ведется в определенной последовательности:
В работе с детьми мы используем различные игры и пособия. Приведем пример некоторых из них. Дидактическая игра «Эмоциональный кубик» позволяет познакомить детей с различными эмоциональными состояниями. Варианты заданий: А) Изображаем выпавшую на кубике эмоцию, остальные дети отгадывают ее. Б) Вспоминаем и рассказываем ситуации из своей жизни, когда испытывали те же эмоции, что выпали на кубике. В) Подбираем ряд слов, близких по значению к выпавшей эмоции (например, загрустил – стал печальным – голову повесил). Г) Придумываем ситуации к выпавшей на кубике эмоции, с которыми ребенок может столкнуться в будущем. К примеру, в рамках подготовки детей к обучению в школе ребенок может придумать, чему он в школе может радоваться, чему огорчиться, чего бояться и т.д. Так выявляются скрытые мотивы обучения и прорабатываются возможные страхи и опасения, связанные с дальнейшим поступлением в школу. Д) Придумываем историю о том или ином персонаже, используя различные эмоции. Начинаем историю, бросаем кубик. В соответствии с выпавшей эмоцией продолжаем сюжет (герой удивился – чему?). Дальше бросаем кубик. Герой обрадовался – чему? Разозлился – чему? и т.д. Работа с кубиком настроений позволяет не только совершенствовать эмоциональную сферу детей, но и обогащать их речевое развитие. Многофункциональная ширма «Панно настроений» (авторское пособие) состоит из трех частей, каждая из которых решает свои задачи. Работая с первой частью, дети подбирают к пиктограмме изображение героя в нужном эмоциональном состоянии. Вращаем и передвигаем кубики на ширме, получается целый ряд изображений одного и того же настроения. Работая со второй частью ширмы, дети решают сразу две задачи: запоминают графическое изображение эмоций и учатся соотносить ту или иную эмоцию с определенной ситуацией. Составляем эмоцию из отдельных частей, вращая трубы на ширме. Вместе с эмоцией получается и ситуация, в которой эта эмоция проявляется, объясняем ее. Работая с третьей частью ширмы, дети определяют свое эмоциональное состояние, соотносят его с определенным цветом. Для этого «расселяем» смайлики с эмоциями в домики нужного цвета. Пособие многофункционально и позволяет придумывать различные варианты игр. Дидактическая игра «В мире эмоций» позволяет детям связать ту или иную эмоцию с определенной ситуацией. Дети подбирают героям на картин-ке нужное выражение лица исходя из контекста. Так выявляется правильно ли ребенок понимает ситуации общения. А предложив ребенку придумать, как можно изменить негативную ситуацию, прорабатываются конструктивные способы управления собственным поведением. Набор игр и способов развития эмоционального интеллекта достаточно богат. Выбор конкретного подхода зависит в каждом отдельном случае от целей работы. В конечном итоге детей с развитым эмоциональным интеллектом отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в себе, развитая регуляцией эмоциональных состояний, хорошая адаптивность в коллективе сверстников, что является залогом их успешной социализации. Список литературы:
|