Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации по реализации программы организации коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
Развивающие занятия
Автор: Ломоносова Татьяна Николаевна   
31.01.2020 11:29

Методические рекомендации по реализации программы организации коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе компенсирующей направленности

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми в старшей группе компенсирующей направленности условно делится на три периода обучения: 1 период — сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период — декабрь, январь, февраль; 3 период — март, апрель, май. Четыре недели в году (в начале сентября и две в конце мая) отводятся на диагностику уровня речевого развития детей.

Эффективность коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности определяется четкой организацией детей в период их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов образовательного процесса.

Структура коррекционно-развивающего процесса в группе компенсирующей направленности в течение дня состоит из трех блоков: 1) первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает: совместную деятельность воспитателя с ребенком; свободную самостоятельную деятельность детей;

2) второй блок (продолжительность с 9.00 до 11. 00 часов) представляет собой образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития детей, которая организуется в форме игровых занятий;

3) третий блок (продолжительность с 15. 30 до 19. 00 часов): коррекционно-развивающая деятельность детей со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс; самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в старшей группе компенсирующей направленности представлен в следующей таблице:

Возраст Продолжительность коррекционно-развивающего занятия Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня, во второй половине дня
С 5 до 6 25 минут фронтальное, подгрупповое занятие,
15 минут индивидуальное занятие,
30 минут интегрированное занятие.
В первой половине дня — 70 минут (включая индивидуальное занятие с логопедом)
Во второй половине дня — 25-30 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда).

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультурную минутку. Перерывы между каждыми коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут.

Коррекционно-развивающая деятельность регламентируется требованиями САНПиНа и не должна превышать рекомендованную недельную нагрузку.

Образовательная область. Направление деятельностиКоличество занятий в неделю
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы1
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность2
Познавательное развитие. Развитие математических представлений2
Художественно эстетическое развитие. Рисование1
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация1
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие2
Физическое развитие. Физическая культура3 (1 на свежем воздухе)
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом4
Индивидуальные занятия с логопедом3
Индивидуальное занятие с воспитателем2

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности предусматривает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

При организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-развивающей работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. В работе с детьми педагоги используют наиболее доступные методы: наглядные, словесные, практические.

Эффективность коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы: логопедические физкультминутки; подвижные игры и пальчиковая гимнастика; индивидуальная работа; рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Поскольку коррекционное направление работы является приоритетным, все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Организация коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности предполагает и привлечение родителей. Через систему методических рекомендаций родители привлекаются к коррекционно-развивающей работе. Эти рекомендации родители получают в устной форме на консультациях и в письменной форме в специальных тетрадях.

Методические рекомендации помогают родителям организовать совместную игровую деятельность с ребенком дома. Домашние задания в тетрадях подобраны в соответствии с лексическими темами и требованиями программы.

Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд в приемной группы «Речевая газета», где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

При организации коррекционно-развивающей деятельности необходимо учитывать требования к предметно-развивающей среде в группе.

Предметно-развивающая среда в старшей группе компенсирующей направленности должна организовываться так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволит детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

В старшей группе компенсирующей направленности необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Выводы

Разработка и утверждение программы организации коррекционно-развивающей деятельности относится к компетенции образовательной организации. Программа является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации коррекционно-развивающей деятельности детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности.

Методические рекомендации по реализации программы коррекционно-развивающей деятельности позволяют применить оптимальные методы планирования и организации коррекционно-развивающего процесса и повысить качества образовательной деятельности в ДОУ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год