Познавательное развитие детей раннего возраста посредством различных дидактических пособий |
Развивающие занятия | |||
Автор: Малиновская Анна Владимировна | |||
31.08.2018 05:44 | |||
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством различных дидактических пособий Выполнила: Малиновская Анна Владимировна воспитатель, 1КК. п. Лобва 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад № 15 «Березка» Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно- окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
Познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких детей. Работая с детьми второго года жизни, я отмечаю у детей наличие интереса к игровой предметно-манипулятивной деятельности, как главной в раннем детстве.
С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие. Организуя игровую деятельность детей, я стремилась найти что-то новое, нетрадиционное для занятий с ними, избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность малышей, смотивировать на более продуктивное, развивающее взаимосотрудничество детей и взрослых. Наиболее интересными из новых игровых технологий для дошкольников раннего возраста мне показалась идея создания бизиборда, мягкой книги, лепбука, многофункиональной ширмы и интерактивной стены. Бизиборды (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено. Это не просто модное веяние. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности. Мягкая книжка. Такая книга — это замечательный тренажер, как для маленьких пальчиков, так и для любознательных головок. С развивающей книжкой развивается не только мелкая моторика, но и логическое мышление, цветовосприятие, фантазия, память, активно развивается восприятия ребенка. Лепбук «В мире волшебного цвета». Цель лэпбука: развитие сенсорной культуры детей, сенсорных представлений о цвете, форме, величине, целостного восприятия ребёнка. Многофункиональная ширма. Многофункциональность данной ширмы даёт возможность избежать перегрузок детей, удерживать внимание длительное время путём смены функций, она используется как уголок уединения, для показа кукольного театра и для сюжетно-ролевых игр, физического развития. Интерактивной стена:
Дидактические пособия являются отличным тренажером для развития мелкой моторики малышей и необходимы в каждой группе раннего возраста, как элементы развивающей предметно-пространственной среды. Учитывая требования к организации предметно-пространственной среды, указанные в ФГОС ДО, годовые задачи ДОУ, разработанные мной дидактические пособия соответствуют данным требованиям, а именно таким компонентам как
Кроме этого, бизиборд, книга и лепбук служат предметами интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое и может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности. Эти пособия являются необходимыми в работе с детьми, с ними ребенок не только будет некоторое время занят, но также значительно пополнит багаж знаний, научится открывать и закрывать защелки, разовьет свои тактильные ощущения, моторику пальцев, логику и мышление. Целью данной работы является полноценное развитие детей раннего возраста, создание условий для их физического развития, активизации умственной деятельности, предпосылок развития их творческого потенциала. Таким образом, основными задачами работы являются:
Представленные мною дидактические пособия формируют результаты целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
И начинать работу нужно с раннего детства.
|