Статья «Лэпбук – занимательная форма организации деятельности детей» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Никишина Ольга Николаевна | |||
24.06.2017 00:00 | |||
Статья «Лэпбук – занимательная форма организации деятельности детей» Скажи мне, я забываю. В условиях модернизации дошкольного образования требования Стандарта к результатам освоения общей образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из итоговых результатов выпускника детского сада является такое качество как: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, которая наряду с самостоятельной деятельностью, является сегодня приоритетной моделью обучения, развития дошкольников и способствует достижению ими целевых ориентиров.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Важно активно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Главным фактором образования дошкольника становится качество отношений «ребенок – взрослый». В настоящее время образование — это социальный процесс, в котором ребенок и взрослый одинаково активны и образование происходит в определенном социальном и культурном контексте, где в центре находится чуткий и внимательный взрослый, понимающий потребности ребенка в развитии, умеющий создать условия для наилучшего развития каждого ребенка, умеющий эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, Изучив методическую, психолого-педагогическую литературу, акцентируя свое внимание на формах, подходах организации совместной деятельности, заинтересовалась незнакомой мне формой работы с детьми, которая имеет такое непривычное название как «Лэпбук». По мнению авторов, которые представили свои статьи на разных сайтах и в периодической печати, «Лэпбук» представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. На разворотах страниц в папке оформлены различные мини-книжки, раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Авторы статей делают акцент на том, что «Лэпбук» это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, повторить пройденный программный материал. Однако, как мне кажется, его можно использовать не только при обобщении изученного, но и при освоении детьми нового содержания. Тогда при создании «Лэпбука» ребенок научается самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Следовательно, работа с лэпбуком будет осуществляться по-разному, в зависимости от образовательных задач, при реализации комплексно-тематической модели, на основе которой выстраивается образовательный процесс в детском саду. По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, с целью изучения познавательного спроса детей использовала «Модель трех вопросов» (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?) и метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен). Благодаря этим моделям взрослые получают первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируются сами и помогают ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, а дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности. Организуя детей для совместной деятельности на основе лэпбука, систематически использовала разнообразные формы работы с детьми:
С использованием лэпбука непосредственно образовательная деятельность становится интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. В таком алгоритме возможно проведение интересной познавательной непосредственно образовательной деятельности в игровой форме на любую тему. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной или совместной исследовательской работы, которую каждый ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро в игровой форме освежить в памяти пройденные темы. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
Последовательное изготовление лэпбука является культурной практикой, в процессе которой были использованы следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора. В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные культурные умения, такие как:
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, может стать увлекательной формой представления итогов проекта или тематической недели. Исходя из интересов детей, планирую работу по изготовлению индивидуальных лэпбуков, когда ребенок в условиях семьи в течение определенного времени изготавливает свою книжку вместе с родителями, а потом презентует её детям группы. Презентацию можно использовать как часть занятия для расширения кругозора детей группы по теме, так и в самостоятельной деятельности для обмена приобретенного опыта (сравнения, дополнения, повторения пройденного материала). Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.
|