Развивающие игры в развитии и обучении дошкольников (обзор методик и технологий). Наши дети живут и развиваются в новую эпоху-эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений навыков, к более перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем развития интеллекта и креативности уверены в себе, успешней учатся, лучше ориентируются в социуме. Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются инновационные технологии и методики, оснащенные развивающими играми и пособиями. Содержание игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей. В игре создаются условия для экспериментирования, для широкой поисковой деятельности, для развития самостоятельности мышления детей .Итак, предлагаю освежить в памяти развивающие технологии и игры некоторых авторов.
ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Программа ТРИЗ для дошкольников - это коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Педагогика Марии Монтессори. Сущность педагогической теории М. Монтессори характеризуют три ведущих положения: • воспитание должно быть свободно. • воспитание должно быть индивидуально. • воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребенком.
Обеспечение этих факторов — главная задача воспитания. Опираясь на данные физиологии, антропометрические характеристики детей от 3 до 7 лет, педагог находит средства, чтобы обеспечить и облегчить ребенку «его сложную внутреннюю работу психического приспособления, духовного роста. Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка. В качестве составляющих педагогического процесса М. Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, окружающей ребенка мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы. Огромное внимание привлекают дидактические материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.
Большой вклад в разработку занимательного математического материала внесла Зинаида Алексеевна Михайлова. Разработанная ею система работы с дошкольниками имеет развивающую направленность. З.А.Михайлова считает, что главными путями реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга и т.п., организуемые с детьми.Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их,искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.
Игры Никитина призваны развивать у ребенка интеллектуальные и творческие способности с самых первых лет жизни. Их авторы – известные педагоги-новаторы, супруги и родители семерых детей Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины. Этой выдающейся семье принадлежит и разработка уникальной методики раннего развития. В ее основе лежит взращивание и воспитание малыша как свободной личности: он самостоятельно познает мир, играя.Предполагается, что ребенок выполняет предложенные задания без посторонней помощи. Роль взрослого сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку правильную окружающую среду: игры всегда должны быть легко досягаемыми, а требования к игроку – умеренными. Не требуйте от ребенка сиюминутного ответа, быть может, стоит еще немного подождать – и он найдет решение в два счета!Такой принцип воспитания развивает у ребенка не столько исполнительские качества, сколько самостоятельную творческую инициативу, способность самому придумывать, творить и принимать решения. Интерес ребенка к развивающим играм Никитина с годами только возрастает. Причина этого феномена кроется в особой, тщательно продуманной системе игровых заданий. К каждой игре прилагается множество задач разного уровня сложности: с некоторыми ребенок справится уже в 2-3 года, а другие станут ему по зубам только в школе. Большинство игр Никитина – это всевозможные кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон». Переворачивая и комбинируя их разноцветные грани, малыш создает бесконечное множество рисунков и объемных моделей. Сначала лучше работать по образцу, а затем проявить фантазию и придумать свои собственные постройки. Для игры с набором «Сложи узор» существуют даже специальные альбомы, где ребенку предлагается украсить разноцветными кубиками красочные картинки. Особое место среди игр Никитина занимают «Кубики для всех» и «Кирпичики». Первая игра своими замысловатыми деталями напоминает объемный тетрис, а вторая, напротив, состоит из одинаковых деревянных брусочков. Оба набора учат одному: собирать объемные фигуры по настоящим чертежам. После того, как эта часть заданий будет освоена, ребенок взглянет на игру и с другой стороны: ведь можно сначала создавать свои чертежи, а затем собирать по ним различные модели. Широко известны игры Никитина, сделанные по принципу «разрезных картинок»: «Сложи квадрат» и «Дроби». Эти комплекты делятся на категории по уровню сложности, и чем эта категория выше, тем из большего количества деталей ребенку нужно собрать круг или квадрат. «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша» – это уникальные обучающие пособия, которые знакомят ребенка с математикой и логикой через увлекательную игру. Разноцветные геометрические фигуры и счетные палочки являются одновременно деталями необычной мозаики. Из нее на плоскости получаются всевозможные сюжетные картинки и силуэтные изображения. Складывая их, ребенок учится считать, вычислять и мыслить. Палочки Кюизенера. Джордж Кюизенер – бельгийский педагог, автор методики «числа в цвете». Он мечтал сделать арифметику более простой, понятной и доступной для ребенка. И ему, несомненно, удалось воплотить эту мечту в жизнь, потому что методика Кюизенера отлично зарекомендовала себя среди педагогов и родителей, а для детей цветные счетные палочки давно стали одной из любимых игр. В отличие от книг и пособий, которые предлагают ребенку просто запомнить цифры и учат его только порядковому счету (пусть даже в обе стороны до тысячи!), палочки дают ему представление о количестве. Ведь пока ребенок не освоит это главное математическое понятие, арифметика так и останется для него просто красивым словом, а счет – заученным наизусть «стихотворением». Блоки Дьенеша. Золтан Дьенеш – венгерский математик и психолог, автор концепции так называемой «новой математики». Основная идея методики Дьенеша состоит в том, что для успешного обучения азам математики детям вовсе не придется решать скучные примеры – вместо этого они будут играть! В одном наборе – 48 логических блоков, которые отличаются друг от друга по четырем признакам: форма (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг), цвет (красный, желтый, синий), величина (большой, маленький) и толщина (толстый тонкий). Каждый блок уникален, то есть ни один из них не повторяет полностью свойства другого. Постепенно задания можно усложнять, увеличивая количество признаков и используя блоки как счетный материал. С помощью блоков ребенок знакомится с эталонами геометрических форм и основными цветами, научится конструировать на плоскости узнаваемые изображения и кодировать информацию с помощью условных обозначений, разовьет пространственное воображение и отточит свои логические способности. Несмотря на кажущуюся простоту, палочки и блоки обладают удивительно широкими игровыми возможностями. Для занятий с ними существует множество альбомов с интересными заданиями, занимательными сюжетами и красочными иллюстрациями. Ребенку предлагается расположить блоки или палочки (а иногда и те и другие) на цветной схеме, чтобы получить сюжетную картинку. Например, в одном из заданий ему предстоит сделать из блоков бусы для мамы, а в другом – изобразить с помощью палочек сказочных персонажей. Напечатанная картинка при этом становится объемной, и ребенок сразу видит положительный результат своих стараний. Опираясь на готовые схемы, родители и педагоги смогут создать свои собственные, нарисовав их на компьютере или от руки. Вы убедитесь, что блоки и палочки учат фантазировать не только детей, но и взрослых! Альбомы по «Блокам Дьенеша» и «Палочкам Кюизенера» будут интересны детям от 2 до 8 лет. В раннем возрасте рекомендуется начинать с серии «Для малышей» (2-4 года). Она содержит элементарные, понятные ребенку задания, которые знакомят его со свойствами деталей и сразу же вводят игровой элемент. На этих занятиях кроха производит свои первые мыслительные операции (поиск одинаковых палочек, сборка фигуры из одних только треугольников и т.п.). Следующие уровни сложности – от 4 лет и альбомы «Для старших» (5-9 лет). Здесь ребенку предлагаются более разнообразные и творческие задания, в которых ему придется разгадывать таинственные шифры, решать своеобразные ребусы, проходить сквозь лабиринты – иначе говоря, быть очень внимательным и сообразительным. Палочки и блоки учат ребенка не только считать, но и думать. Занятия с этими пособиями разовьют у него навыки решения логических задач, аналитические и конструкторские способности, пространственное, абстрактное и образное мышление. Ребенок научится сравнивать, классифицировать и противопоставлять предметы по различным признакам, логически объяснять свой выбор, делать выводы из своих умозаключений. Также в процессе игры он будет использовать фразы с частицей «не», со словами «больше/меньше», «короче/длиннее», «толще/тоньше», «все», «такой же», «ни один» и другими. Кроме того, игры с палочками и блоками активно развивают алгоритмическую культуру мышления, столь необходимую в современном информационном обществе. Под ней понимается способность человека ставить перед собой задачу и находить эффективные способы ее решения, разбивать это решение на ряд простых шагов и составлять план своих действий. Усвоив это ценное качество еще в детстве, ребенок будет более уверенно чувствовать себя в школе и во взрослой жизни, когда ему придется решать «логические задачки» совсем другого уровня. Для дошкольников особенно актуально то, что обучение с палочками и блоками происходит в форме веселой игры. Малыш занимается с удовольствием, и буквально через несколько занятий вы сможете гордиться его успехами!
Игры Воскобовича. Оригинальность этих пособий начинается с самого автора – инженера-физика Вячеслава Воскобовича. Много ли на свете ученых, которые из физики ушли в педагогику, да еще и разработали уникальную методику раннего развития?На создание развивающих игр изобретателя вдохновила его собственная семья. Однако очень скоро игры Воскобовича получили широкое распространение и мгновенно заслужили любовь воспитателей, родителей и всех любознательных малышей. Педагога-новатора многократно приглашали и до сих пор с удовольствием приглашают на специальные семинары, во время которых он делится своим ценным опытом. Первые игры Воскобовича увидели свет в начале 90-х годов прошлого века, иными словами, в период Перестройки. Ассортимент игрушек в это «смутное» время оставлял желать лучшего: все, что можно было увидеть в витринах детских магазинов – это игры, хорошо знакомые еще нашим бабушкам и прабабушкам. Классику, конечно, никто не отменял, но ведь в науке уже шли активные разговоры о педагогике будущего! Вячеслав Валерьевич смело перешел от разговоров к делу, и результатом его творчества стала новейшая педагогическая технология «Сказочные лабиринты игры». Почему именно технология? Потому что она в корне отличается от методики тем, что опирается не на сухую теорию, а на практику, на реальный игровой процесс. Ребенок получает знания, тренирует навыки и познает окружающий мир во время веселой, занимательной и умной игры. Чтобы мотивировать ребенка вступить в игру, принять ее правила, все игры Воскобовича обрамлены захватывающим сказочным сюжетом. Герои в каждой сказке разные, но они все вместе живут в волшебном Фиолетовом Лесу. По сюжету, ребенок не просто выполняет то или иное задание, но еще и помогает своим новым друзьям – сказочным персонажам. Ведь с ними за компанию учиться гораздо интереснее! Например, в игре «Геоконт» ребенок вместе с Малышом Гео и Пауком Юком построит из разноцветных резинок-паутинок замысловатые геометрические узоры, а «Конструктор букв» – это набор для фокусов, которым юного чародея научит великий маг Филимон Коттерфильд. Одно из главных преимуществ опосредованного игрового обучения для дошкольников – это возможность сразу наблюдать результат своих действий. Выполнил задание – и тут же видишь, чему научился! Это отличная мотивация для того чтобы продолжать игру на более сложных уровнях, развивать свои умения и добиваться новых блестящих результатов. К особенностям игр Воскобовича также относятся их многофункциональность и большой возрастной диапазон. Под многофункциональностью подразумевается широкий спектр развиваемых качеств, который предоставляет каждое пособие. Даже если основная цель игры, к примеру, познакомить ребенка с буквами или счетом, то в процессе будут тренироваться и его логика, пространственное воображение, координация движений, речь, фантазия. Ключевой навык, который развивает каждая игра Воскобовича, – это способность к творчеству, умение нестандартно мыслить, искать и находить решение поставленной задачи. Кроме того, одна и та же игра Воскобовича будет интересна и малышу 3 лет, и ученику младших классов, потому что сказка содержит задания различной сложности. Так, постепенно, год за годом, ребенок получит комплексные знания по той или иной теме и приобретет необходимую базу для дальнейшего обучения в школе. Ребенок и взрослый в игре участвуют на равных: здесь нет младших и старших, учеников и наставников, а только партнеры. Ребенок гораздо охотнее играет в такой обстановке, когда он знает, что его никто не отругает и не раскритикует за ошибку. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение. Пенелопа Лич, автор книги о развитии детей до пяти лет, пишет: «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием - это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».
|