Игры с мячом в работе учителя-логопеда Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения. К.Д. Ушинский
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу впервые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п. Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.
В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела: - развитие фонематического слуха; - закрепление правильного произношения и дифференциация звуков; - развитие словаря, грамматического строя речи; - развитие мелкой моторики.
Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха 1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук» ,повторяем вместе звук.» Логопед: когда услышите звук (А), стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. 2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.» Логопед: Я буду называть гласные звуки. Когда услышите звук (У), подбрасывайте мяч. 3. Игра «Стучалочка» - звуки я сказать хочу. И по мячику стучу. Логопед и дети садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков 1. Игра «Звуки, слоги повторяем» Ход игры: С мячиком будем мы играть, звуки, слоги называть. 2. Игра «Лови да бросай» Ход игры: Лови да бросай, слово новое узнай, заменить один звук на другой, и узнай новое слово (рак-лак). 3. Игра «Раз, два, три» Ход игры: Раз, два, три, мяч бросай слоги называй и повторяй. Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи 1. Игра «Ловко мяч бросай, и цветы мне называй» Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросай мяч поочередно. Каждый ребенок возвращает мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию цветы. 2. Игра «Кто, где живет» Ход Игры: Кто в берлоге, кто в норе? Кто в гнезде, а кто в дупле. Мяч скорей ты мне бросай и дома животных, птиц называй. 3. Игра «Кто как передвигается» Ход игры: Мяч бросай и называй кто летит, кто ползет, кто плывет? Игры с мячом для развития мелкой моторики 1. Игра «Спираль» Не ползет и не бежит, над цветком она кружит, за витком идет виток. Вот и села над цветок. Ход игры: ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке. 2. Игра «Времена года» Ход игры: ребенок прокатывает, мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев. 3.Игра «Путешествие колобка» Ход игры: дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями. Игры с мячом – прекрасное средство в логопедической работе. -игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. -освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях. -помогают разнообразить логопедическую деятельность. -развивают мелкую, общую моторику. -помогают обогащать, расширять словарь детей. Все это создает необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков. Статью подготовила учитель-логопед: Кузьмина Светлана Александровна. Список литературы: Воробьева Т.А. , Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом .- СПБ., 2009 Сергиенко Г.Н. Учимся говорить, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ- Воронеж.,2006.
|