Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Незнайка на Луне» Цель: Формировать представления и знания детей о космосе. Задачи: • Продолжать работу над развитием связанной речи. • Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. • Закреплять умение отвечать на вопросы. • Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. • Способствовать развитию любознательности. • Расширить запас слов, обозначающих предметы, действий, признаков, связанные с космосом. Активизировать словарь. • Способствовать формированию грамматического строя речи (образование слов с помощью суффикса) . • Развивать слуховое внимание, умение подобрать рифму. • Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. • Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. • Воспитывать отзывчивость. • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. • Совершенствовать умение из частей составлять целое. • Вызывать желание быть сильным и смелым. • Расширять представления детей о космосе, о транспорте. • Учить детей плоскостному конструированию по образцу; развивать умение составлять изображение ракеты из геометрических фигур. • Вызывать желание создавать что-то своими руками. • Формировать умение самостоятельно выбирать материал для рисования. • Формировать умение самостоятельно подготавливать и убирать своё рабочее место. • Повторить правила безопасности в незнакомых местах.
• Вызывать интерес к музыке, воображение. • Формировать умение слушать музыку. Действующие лица:
• Воспитатель,
• Незнайка. Материал:
• Конверт с «письмом».
• Иллюстрации «Как Незнайка полетел в космос».
• Дидактическая игра «Строим ракету».
• Картинки – кастрюля, крокодил, иголка, карандаш, колокольчик.
• Иллюстрации «Транспорт» - автобус, самолёт, ракета, корабль.
• Раскраски «Лунатики».
• Цветные карандаши.
• «Космическая» музыка.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций и картинок,
• проведение беседы о космосе,
• просмотр презентации «Космос»,
• загадывание загадок,
• рисование, составление из мозаики ракеты,
• конструирование ракеты из бумаги,
• чтение стихотворений о космосе,
• разучивание пальчиковой гимнастики “ На ракете улетим ”,
• выкладывание ракеты, звезды из счетных палочек, геометрических фигур,
• просмотр мультфильма «Незнайка на Луне». Ход НОД.
- Ребята, сегодня утром я получила письмо. Давайте посмотрим, что в нём.(Воспитатель открывает конверт и достаёт иллюстрации.)
- Кто же это? (Незнайка.)
- Как вы думаете, что с ним случилось? (Дети по картинкам составляют небольшой рассказ.)
- Действительно, это письмо от Незнайки. Он решил отправиться на Луну. Там познакомился с местными жителями. Мы живём на планете Земля и называемся земляне. Как можно назвать жителей Луны? (Воспитатель выслушивает варианты ответов детей.)
- Незнайка называет их лунатиками. Погостил Незнайка на Луне и решил вернуться на Землю. Но оказалось, что ракета сломалась и бедному Незнайке не на чем лететь домой. Вот он и просит у нас помощи. Ребята, поможем Незнайке вернуться на Землю? (Ответы детей.)
- Как называют людей, которые летают в космос? (Космонавты.) Значит, мы с вами будем космонавтами. Какими должны быть космонавты? (Сильными, смелыми)
- На чём мы сможем добраться до Луны? (Детям предложены картинки с изображением транспорта.)
- Конечно на ракете. А где же нам взять ракету? (Ответы детей. Воспитатель подводит к выводу о том, что ракету можно построить.)
- Это кто сказал, что дети
Не летают на ракете?
Нам бы только захотеть,
Можем в космос улететь!
Игра «Строим ракету».
- Вам надо из предложенных деталей собрать ракету, которая изображена на схеме.
- Какие замечательные ракеты у нас получились! Настоящий космодром! Вы знаете, что такое космодром? (Это место, откуда запускаются ракеты.)
- Ну что ж, космонавты, проходите на наш космодром. Ребята, у космонавтов есть специальная одежда, как она называется? (Скафандр.) А зачем нужен скафандр?(Чтобы обеспечивать космонавтов кислородом, защитить от травм.)
-Ребята, вы когда-нибудь были в космосе? Вспомните, как надо вести себя в незнакомом месте.
- Одели скафандры! (Имитация движений.)
Упражнение «Запуск ракеты».
- Запускаем мы ракету «у-у-у» (Руки над головой в форме конуса)
-Завели моторы «р-р-р» (круговые движения руками перед собой)
-Взлетаем «у-у-у» (бег по кругу)
-Вот мы и отправляемся в космос.
- Посмотрите, какое круглое окно у ракеты. Вы знаете, как оно называется?(Иллюминатор.)
- Ребята, посмотрите в иллюминаторы, все, чем дальше мы улетаем, тем меньше становятся предметы.
Упражнение «Большой-маленький».
- Большой стол превратился в маленький столик.
Стул-(Стульчик)
Дом-… (Домик)
Кот-(котик)
Цветок -…
Пень-…
Птица-…
Собака-…
Игра «Язык лунатиков».
- Внимание, космонавты! Оказывается у лунатиков свой язык. Давайте проверим, сможем ли мы их понимать.
(Детям предлагаются картинки – карандаш, кастрюля, иголка, крокодил, колокольчик.) Я буду называть предмет на языке лунатиков, а вы должны найти его на картинке и сказать, как он называется на нашем языке.
Например, что такое рисоварь. Это предмет, которым рисуют, то есть карандаш.
Варюля-… кастрюля
Уколка-… иголка
Зубохват-… крокодил
Дилибомчик- … колокольчик.
-Молодцы! Хорошо справились с заданием.
- Вот мы с вами и оказались на Луне. Ой, смотрите, вот и наш Незнайка!
(Вбегает Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Как здорово, что вы прилетели за мной. Моя ракета сломалась, а я так хочу домой. Но перед тем, как отправиться в обратный путь, надо подкрепиться.
Игра «Съедобное-несъедобное»
Незнайка: Если то, что я назову, будет съедобным, вы гладите животик и говорите «ням-ням», если несъедобным, то вы говорите «фу».
(стол, компот, кровать, суп, яблоко, конфета, тапочки, торт) .
- Ох и наелись мы. Теперь можно отправляться на нашу планету. Как она называется? (Земля) .
Упражнение «Запуск ракеты».
- Запускаем мы ракету «у-у-у» (Руки над головой в форме конуса)
-Завели моторы «р-р-р» (круговые движения руками перед собой)
-Взлетаем «у-у-у» (бег по кругу)
-Приземляемся «щ-щ-щ».
Незнайка: Ура! Я снова дома! Ребята, большое спасибо вам за помощь.
Воспитатель: Да не за что, Незнайка. Нам с ребятами очень понравилось путешествие в космос, правда, ребята! У меня даже стихи получились, слушайте:
Игра «Доскажи словечко».
Понеслись к другой планете космонавты на …
Утром выглянем в оконце, нам на встречу светит…
Ночью на небе одна бледнолицая…
Распустился алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту межпланетную…
Незнайка: Ой, как здорово получилось! Я хочу подарить вам портреты моих друзей – лунатиков. Только раскрасить я их не успел. Вы можете раскрасить их в группе или дома. До свидания, настоящие космонавты!
Воспитатель: До свидания, Незнайка. Ребята, а вы можете сами выбрать материал, который необходим вам для рисования, и раскрасить портреты лунатиков.
(Дети по желанию рисуют, а в это время звучит космическая музыка.)
|