Психологической основой формирования высказывания с пространственным значением является процесс восприятия пространства (восприятия местоположения предметов, оценка взаимоположения предметов в пространстве, оценка направления движения предмета в пространстве). В речи результаты этого процесса отражаются через использование предложно-падежных конструкций существительных с пространственным значением. Исследования отечественных педагогов и психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской, А.Н. Гвоздева, А.Р. Лурия показали, что формирование восприятия пространства и пространственной ориентировки, а также грамматического оформления их в речи ребенка дошкольного возраста проходит в несколько этапов: овладение ориентировкой в схеме тела, овладение системой отсчета «от себя», овладение отсчета «от другого предмета». Усвоение грамматичного строя речи у детей с нормой речевого развития происходит последовательно в процессе речевого онтогенеза. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) этот процесс проходит со значительными трудностями.
Практика работы с детьми с ОНР показывает, что особенно заметными нарушениями грамматического строя речи у детей являются нарушения предложно-падежных конструкций. Среди ошибок отмечается неправильное употребление предлогов с пространственным значением: пропуски, редукция, смешения и нарушение падежных окончаний существительных. У детей с нормой речевого развития предлоги, по наблюдению А.Н. Гвоздева появляются позднее всех остальных видов слов, примерно в 2 года 3 месяца, это предлоги, обозначающие пространственные отношения («на», «с», «в», «у»). По данным В.П. Вахтерова, в возрасте от 2,5 до 4 лет предлоги составляют 5,2 % от общего числа употребляемых слов, а в возрасте 4-8 лет – 9 %. По мере взросления ребенка, частота употребления именительного падежа – уменьшается, а процент использования косвенных падежей увеличивается. Для детей же с ОНР характерно нарушение соотнесения языковых знаков с результатами ориентировки в пространстве и оценки пространственного расположения предметов, операций выбора предлогов и флексий существительных служащих для передачи этого значения. Несформированность указанных психолингвистических операций не только создает трудности при освоении правильного употребления предложно-падежных конструкций на сознательном уровне, но и в дальнейшем может препятствовать формированию предпосылок усвоения морфологической системы языка в процессе школьного обучения. Поэтому коррекционно-педагогическая работа со старшими дошкольниками с ОНР была направлена на последовательное формирования предложно-падежных конструкций и на преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса. Для детей были подобраны методы и приемы, представленные в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.Я. Семаго, О.В. Титовой, В.С. Володиной. Коррекционная работа по формированию пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций велась по четырем направлениям: - Обучение ориентировке в схеме собственного тела. - Обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве. - Обучение восприятию пространственных отношений между предметами. - Обучение ориентировке на плоскости. С детьми проводились индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. В ходе занятий мы учили детей правильно образовывать предложно-падежные конструкции, верно, употреблять в речи предлоги и флексии существительных. Для педагогов были проведены индивидуальные консультации и беседы, оформлен стенд по данной проблеме. Рассмотрим некоторые методические приемы предлагаемой нами работы. Игра «Найди свое сердце». Цель: обучить детей ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела. Форма организации: подгрупповая. Оборудование: флажки красного и зеленого цветов. Описание: детей просят определить, где у него сердце, давая возможность почувствовать его биение. Затем логопед объясняет, что у всех людей сердце находится с левой стороны. И дает каждому ребенку в левую руку красный флажок, а в правую руку зеленый. Игра «Топ, топ, топ». Цель: закрепить умение находить правую и левую сторону «на себе». Форма организации: подгрупповая. Описание: дети выполняют движения под четверостишие, произносимое сначала логопедом, а затем и самими детьми: «Правой ножкой топ, топ, топ, Левой ножкой топ, топ, топ, Левой ручкой помашу, Правой ручкой постучу». Игра «Найди свое место». Цель: формировать у детей умение ориентироваться в пространстве представлений о направлениях пространства. Форма организации: подгрупповая. Описание: логопед предлагает детям встать друг за другом, выбирается ребенок, который будет выполнять инструкции логопеда. Например: «Саша, встань за Даниилом, встань между Машей и Соней, встань около Кати, перед Катей и т.д.». Игра «Скажи наоборот». Цель: формировать у детей навык употребления в речи грамматических средств для обозначения изменения местоположения предметов в пространстве. Форма организации: индивидуальная. Оборудование: игрушки (мяч, ящик, стол, яблоки, машина, домик). Описание: логопед показывает ребенку игрушки и называет предложение, потом предлагает ребенку сказать наоборот. Например: Логопед: «Мальчик положил мячик в коробку». Ребенок: «Мальчик достал мячик из коробки». Логопед: «Машина отъехала от дома». Ребенок: «Машина подъехала к дому». Игра «Веселые картинки». Цель: формировать у детей навык употребления в речи грамматических средств для обозначения изменения местоположения предметов в пространстве. Форма организации: индивидуальная. Оборудование: схемы предлогов, сюжетные картинки.
Описание: логопед предлагает ребенку придумать предложение по картинки и подобрать к ней схему предлога.
Игра «Шашки».
Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости
Форма организации: подгрупповая.
Оборудование: мелки.
Описание: на асфальте мелом вычерчивается шахматное поле. Ребенок встает в левую нижнюю клетку и начинает двигаться согласно инструкции педагога: «Две клетки вверх, одна клетка влево, две вниз и т.д.». Игра продолжается до первой ошибки, затем игра начинается сначала с другим игроком.
Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года показал, что все дети после проведенной коррекционно-логопедической работы показали результат лучше, чем на начало года, повысили свои качественные и количественные показатели. У детей значительно уменьшилось количество ошибок при выборе предлогов. Сформированные в импрессивной речи предложно-падежные конструкции дети успешно включают в самостоятельные высказывания в различных предметных ситуациях.
Таким образом, после проведенной коррекционно-логопедической работы нами была выявлена положительная динамика в формирования пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ научно-методической литературы и полученные результаты исследования показали, что формирование пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью: счётом, чтением, письмом.
|