В своей психологической практике, сталкиваюсь с такими детьми, которые привлекают к себе повышенным вниманием взрослых своей речью – гладко говорят, правильно и уверенно отвечают на вопросы, словарный запас такого ребенка очень богатый и имеет «недетские» термины, используют сложные речевые конструкции, речь имеет эмоционально выразительные оттенки. Это очень «светские» дети – они беседуют охотно, предпочтительно, со взрослыми, поражая своей эрудицией, не по возрасту информированностью. Такой ребенок может произвести впечатление очень смышленого, развитого. Родители практически уверенны, что их ребенок одаренный. При работе с родителями «светских» детей необходимо разъяснять им угрозу, которая таится в таком типе развития, поскольку они высоко оценивают умственное развитие своих детей и не склонны сразу доверять выводам психолога.
Если провести психологическое обследование, особенно наглядно-образного мышления: ребенок испытывает трудности при выполнении даже самых простых заданий на наглядном материале, то можно смело говорить, а таком понятии как «вербализм». Вербализмом в психологии называют определенный тип развития познавательных процессов, который характеризуется высоким уровнем развития речи и относительно низким уровнем мышления (особенно наглядно-образного). Родители должны понимать, что у одаренных детей в дошкольном возрасте складываются в первую очередь способности в области наглядно-образного мышления (создавать и использовать образы в целостности и моделировать) и воображения. У вербальных же детей вызывают сложность выполнение заданий, связанных с необходимостью вычленения пространственных параметров объектов, так как вследствие деформированности развития предметной деятельности у этих детей недостаточно сформирована способность к анализу форм предметов и их взаиморасположения. Рекомендации психологов с вербальными детьми: Родителям «вербального» ребенка необходимо сделать акцент не на развитие речи, а на предметную деятельность (рисование, лепка, аппликация, мозаика). Слово должно активно включаться в процесс выполнения различных заданий, наполняясь при этом контренным содержанием. Например, если ребенок рассуждает об облаках, предложите их нарисовать или вырезать и наклеить. Взрослые должны следить за своей речью, избегая частного употребления абстрактных слов, не поддерживать беспредметные разговоры детей. Чаще всего к вербализму склонны дети, растущие во взрослом сообществе, не посещающие детский сад. Сфера общения таких детей резко сужена, важно создание условий для общения со сверстниками - в детском саду, развивающих центрах, спортивных кружках и секциях (рисование, гимнастика, хореография, конструирование и т.д.)
|