Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности речевого развития детей-сирот с нарушением ЦНС раннего возраста
Развитие речи у детей
Автор: Бакулина Алена   
14.02.2017 23:28

Особенности речевого развития детей-сирот с нарушением ЦНС раннего возрастаОсобенности речевого развития детей-сирот с нарушением ЦНС раннего возраста

Бакулина А.Н., Ларина С.Б. Воспитатели Государственного казенного учреждения города Москвы центр содействия семейному воспитанию «Центральный» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Ключевые слова: развитие речи, нарушения центральной нервной системы, дети раннего возраста, речь.

Keywords: language development, disorders of the central nervous system of young children, it.

Современный этап развития специальной педагогики характеризуется усилением внимания к углубленному изучению детей с ограниченными воз-можностями здоровья, а также оказанием им ранней комплексной коррекци-онной помощи. Это обусловлено рядом факторов. В стране сложилась специфическая демографическая ситуация, тревожащими характеристиками которой являются уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или перинатального генеза. В этой связи актуальность приобретает именно ранняя диагностика отклонений в развитии детей и их своевременная коррекция.

 

Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с нарушением центральной нервной системы. Они составляют самую представительную группу среди детей с отклонениями в развитии. Особенно это касается основного контингента специализированных домов ребенка, где воспитываются дети-сироты раннего возраста, и чье психическое развитие усугубляется сочетанием целого ряда факторов: поражением ЦНС, проявляющемся в неврологической симптоматике (перинатальная эн-цефалопатия, синдром двигательных нарушений, синдром гипервозбудимости ЦНС, синдром гидроцефалии и др.), а также влиянием целого ряда специфических социальных факторов, отражающихся в явлениях «госпита-лизма» и социального сиротства. Синдром материнской депривации в значи-тельной степени усугубляет выраженность симптомов основного заболевания и оставляет тяжелый след в психической жизни ребенка. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуаль-ного, речевого и личностного развития.

Учитывая, что государственная политика нашей страны направлена на устройство детей в семью, актуальной проблемой современных домов ребенка становится построение адекватного процесса комплексной реабилитации детей-сирот, обеспечение максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

В рамках этой общей проблемы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья нас интересует проблема речевого развития детей-сирот раннего возраста с нарушениями ЦНС: особенности, возможности и перспективы речевого развития данной категории детей; условия, направления, содержание и методы педагогического воздействия на речь ребенка раннего возраста, воспитывающегося в сиротском учреждении.

Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития воспитанников детских сиротских учреждений (Н. М. Аксарина, Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева и др.) показали, что многие из них отличаются от своих ровесников, воспитываю-щихся в семье, целым рядом специфических особенностей протекания интел-лектуальной, речевой, эмоциональной, потребностно-мотивационной сфер, а также своим поведением. [1; 16; 22; 17]

Причины многочисленных нарушений развития у детей-сирот много-образны. Именно отказные дети часто имеют врожденные физические и пси-хические аномалии вследствие алкоголизма, наркомании родителей или про-сто отягощенной наследственности.

Дети, рожденные от нежелательной беременности, входят в группу особого риска по психической патологии. «Стрессогенное воздействие вына-шивания такой беременности приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия во время внутриутробного развития между матерью и ребен-ком, к нарушению сенсорных обменных гуморальных связей между ними.» [7; с.14] Недоношенность, малая масса тела и признаки морфофункцио-нальной незрелости таких детей часто приводят к нервно-психической патологии.

На сегодняшний день в России функционируют более 250 домов ребен-ка, в которых находятся 20 тыс. детей, среди которых 60-80% составляют дети с нарушением центральной нервной системы. [7; 12]

Последствия поражения ЦНС уже на ранних этапах онтогенеза выра-жается в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразований, в неравно-мерности, нарушении целостности развития личности ребенка.

Кроме того, ранняя социальная депривация является фактором, усугу-бляющим нарушения психического развития детей-сирот. Помимо задержек интеллектуального развития и нарушения познавательной деятельности, у детей наблюдается запаздывание в развитии двигательных, речевых и сен-сорных функций. У детей формируется комплекс сложных нарушений эмо-ционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нара-стание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов, что приводит к тяжелейшим расстройствам в развитии, получившим название синдрома гос-питализма. [3; 7; 19]

Госпитализм – это синдром психической и физической отсталости, возникающий в первые годы жизни из-за дефицита общения с близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в детское сиротское учреждение. Среди проявлений госпитализма ученые, в первую очередь, от-мечают отставание в становлении и развитии речевой функции детей раннего возраста. Это непосредственно связано с условиями, в которых воспитываются эти дети. Недостаточность предметно-действенного общения со взрослым, изоляция ребенка от семьи, ограниченность окружающей его обстановки, предметов и явлений приводят к малому запасу знаний и представлений этих детей об окружающем, к низкому уровню их познавательной активности. [7]

Для всех детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, характер-но снижение речевой активности. Нереализованные ребенком потребности в любви, привязанности и признании приводят к искажению его общения со взрослым: ограничено время и эмоциональная насыщенность общения; со-держание и формы общения взрослого с ребенком жестко регламентированы режимом и необходимостью его четко соблюдать; преобладает не индиви-дуальная, а групповая отнесенность взрослого к каждому ребенку; происходит частая смена взрослых на группах. Все это приводит к неудовлетворительному уровню общения ребенка со взрослым, к недоразвитию коммуникативной функции речи ребенка. Это, в свою очередь, снижает речевую мотивацию и речевую активность детей. [10; 13; 21]

Понимание речи окружающих у детей-сирот раннего возраста развива-ется в пределах обиходно-бытовой обстановки. Следствием этого является бедность и недифференцированность их пассивного и активного словаря. Для этих детей характерно более длительное по времени формирование диф-ференцированного понимания и обозначения предметов и действий; неточное понимание значений даже общеупотребительных существительных, при-лагательных, глаголов, наречий, обобщенных понятий; неточное понимание связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира; недоразвитие смысловой стороны речи. Именно поэтому речевая инструкция взрослых порой не имеет такой ориентировочной силы, как это наблюдается в этом же возрасте у детей с нормой. [8; 15]

У детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка, имеются значительные отставания и в овладении активной речью. [7; 8; 19] Эти от-ставания возникают еще в младенческом возрасте и накладывают свой отпечаток на весь дальнейший период речевого развития ребенка. У детей-сирот поздно появляются первые речевые реакции – гуление, лепет. Если в норме гуление появляется в три-четыре месяца, а в пять месяцев ребенок подолгу певуче гулит в ответ на эмоционально-речевое общение со взрослым, то у детей, воспитывающихся вне семьи, гуление может появиться с задержкой в два-три и более месяцев. В норме у шестимесячного ребенка наблюдается начало лепета, в семь-восемь месяцев он подолгу лепечет, громко и четко произнося различные слоги. Вплоть до десяти-одиннадцати месяцев ребенок в норме активно подражает взрослому, повторяя за ним новые слоги. У детей-сирот лепет появляется значительно позднее (восемь-девять месяцев и больше), подолгу отсутствует активное подражание новым слогам, произносимых взрослым. И, как следствие этого, к одиннадцати месяцам у них не появляются в активной речи первые слова-обозначения ( «дай», «мама», би-би»), а к году – не наблюдается в речи 5-10 облегченных слов, как это прослеживается в норме. [4; 9]

Задержка речевого развития, возникшая еще в младенчестве, продол-жается и в раннем возрасте. Даже на втором году жизни у большинства детей-сирот раннего возраста с нарушением ЦНС в активной речи преобладает многообразный звукоартикуляционный лепет, а первые словесные проявления появляются лишь к полутора-двум годам. Если ребенок имеет более выраженную степень поражения ЦНС, то сроки появления первых слов могут отодвинуться к двум с половиной – трем годам. Такая особенность речевого развития детей-сирот раннего возраста обусловлена прежде всего симптомами их основного заболевания, а также нарушением их полноценного общения со взрослым, нарушением эмоционального контакта с окружающими. [7; 8; 20]

Ряд ученых, изучающих речевую деятельность детей в рамках психоло-гии, лингвистики, психолингвистики (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, И.В. Дубровина, А.А. Леонтьев и др.) доказывали большую значимость подражательной активности ребенка в ходе овладения им речью. [5; 14; 15] В свою очередь, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева указывали на то, что «формирование первых детских слов основывается на ведущей роли эхо-феномена, в основе которого лежат эхокинезии, эхомимии и эхообразные повторения доступных звуков из речи взрослого». [9, с.24]

У детей же, воспитывающихся вне семьи, отмечается такая характерная особенность в дизонтогенезе речи, как стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. У них долго оказывается несформированным речевое подражание, поэтому речь взрослого как бы «повисает» в воздухе, не соединяется с тем опытом, который служит ей опорой при нормальном развитии. [8] Именно поэтому у детей-сирот происходит очень медленное накопление пассивного и активного словаря.

При появлении речевого подражания, при появлении активного желания имитировать слова взрослого ребенок даже в условиях дома ребенка постепенно переходит из категории «неговорящего» в категорию «плохо го-ворящего». Активная речь в этот период имеет ряд характерных особенностей. Наблюдаются различные дефекты произношения – замена и пропуск трудных звуков, их перестановка и искажение. Дети часто и долго употребляют в речи: 1) слова-фрагменты, т.е. такие, в которых сохранены только части слова, например: «мако» (молоко), «сина» (машина); 2) слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию: «мяу» (кошка), «му» (корова), «бух» (упал); 3) контурные слова, в которых правильно воспроизводятся просодические элементы – ударение в слове, количество слогов: «тититики» (кирпичики), «папата» (лопата). [9]

Примечательно, что в норме подобные дефекты произношения тоже встречаются, но быстро преодолеваются в процессе возрастающего предметно-действенного общения ребенка с взрослым. У детей же, воспитывающихся вне семьи и не имеющих достаточного опыта общения с взрослым, подобные явления долго присутствуют в активной речи.

Кроме этого, в активной речи детей-сирот раннего возраста наблюдается долгое присутствие (вплоть до трех лет) облегченных (автономных) слов. Необычные и по звучанию и по смыслу автономные слова долго не за-меняются словами «взрослой» речи. Многие ученые (К. Л. Печора, Г.В. Пан-тюхина, Л.Г. Голубева, М.В. Ряховская) это объясняют дефицитом общения детей-сирот со взрослыми. [17; 19] Широкое общение со сверстниками, ко-торое доступно этим детям, не обеспечивает полноценного перехода к полно-правной речи. Когда ребенок слышит мало «взрослых» слов, ему трудно перестроить свой язык под взрослые стандарты. [11]

У детей-сирот с нарушением ЦНС раннего возраста, как правило, гла-гольный словарь ничтожно мал по отношению к предметному словарю. В то же время этот предметный словарный запас всегда недостаточен для кален-дарного возраста детей. Прилагательных, личных местоимений в словаре детей присутствует также мало даже к трем годам. У детей наблюдается длительное употребление слов в неточном значении, трудное усвоение даже простых обобщенных понятий. У них обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями лексических и грамматических значений, что связано с дефектом функции общения.

Дети длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Долго употребляют слова в одной какой-либо форме, не изменяя их по падежам, числам, лицам, временам. Слова, соединяемые в предложения, порой не имеют никакой связи между собой, хотя внешне отдельные словосочетания могут быть порой похожи на правильно оформ-ленные грамматические построения. Речь даже трехлетнего ребенка насыщена различными видами аграмматизмов (пропуск предикатов, предлогов, от-дельных частей речи или неправильное их употребление, смешение падежных окончаний и т.п.). [7; 18; 19]

В условиях специализированного дома ребенка у детей отмечается позднее развитие фразовой речи. В речи они употребляют в основном простые конструкции предложений. Долгое время не расширяется объем предложений, что связано с бедностью их смысловых связей. К двум – двум с половиной годам дети-сироты раннего возраста с нарушением ЦНС могут воспроизвести лишь двухсловные предложения, редко кто из детей присоединяет к подлежащему и сказуемому дополнение. К двум годам дети не пользуются трех-четырехсловными предложениями, как это происходит в норме. [6; 9] Очень редко на третьем году жизни появляются и сложные придаточные предложения.

Даже в три года многие дети-сироты используют простые предложения, часто с нарушенной структурой. Пользуются неполными предложениями с пропусками подлежащего или сказуемого или даже отдельными фрагментами предложений. Порой, усвоив структуру даже простых предложений, они испытывают стойкие затруднения в овладении навыками связной речи. [2; 19; 9]

Если ребенок имеет серьезные отклонения в физическом или психиче-ском развитии (ДЦП, РДА, олигофрения), то фразовая речь даже к трем годам может не развиваться вообще. [3]

Несмотря на то, что у детей-сирот с нарушением ЦНС раннего возраста со временем формируется определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса.

Таким образом, несвоевременное появление активного речевого подра-жания, выраженные слоговые нарушения слов и несвоевременное овладение первыми словесными комбинациями, т.е. умением пусть аграмматично и косноязычно, объединять слова между собой, следует считать ведущими при-знаками дизонтогенеза речи детей-сирот с нарушением ЦНС на ранних этапах их развития.

Отставания, которые возникают в речевом развитии детей-сирот раннего возраста, в значительной мере носят вторичный характер. При правильной организации жизни этих детей, возможно, более раннем начале специального обучения, многие дефекты развития могут быть скорректированы и преодолены. Особенностью речевых нарушений в раннем возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. [20]

Список литературы

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981. – 224с.
  2. Бениаминова М.В. Воспитание детей в домах ребенка // Воспитание детей. – М.: Медицина, 1981. – с.91-122.
  3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектоло-гии. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
  4. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с.
  5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 468 с.
  7. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
  8. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М.: Педагогика, 1982. – с.120-134.
  9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. – 320 с.
  10. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 124 с.
  11. Левина Р.Е. Автономная речь в нормальном и патологическом развитии ребенка // Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия / под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т.II. – М.: ЧеРо: Высшая школа: МГУ, 2002. – с.312-332.
  12. Медико-психолого-педагогическая реабилитация детей в домах ребенка /под ред. Е.Т. Лильина – М., ЛО Московия, 2002. – 120 с.
  13. Мухамедрахимов Р.Ж., Пальмов О.И., Никифорова Н.В. и др. Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства // Дефектология. – 2003. — №4 – с.44-52.
  14. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: Институт практи-ческой психологии, 1998. – 488 с.
  15. Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми / под ред. М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 207 с.
  16. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка / под ред. Р.В. Тонкова-Ямпольской, Э.Л. Фрухт, Л.Г. Голубевой и др. – М.: Просвещение, 1989, — 192 с.
  17. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
  18. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоле-ние / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 256 с.
  19. Ряховская М.В. Психологические особенности детей из домов ребенка // Современные технологии реабилитации в педиатрии / под ред. Е.Т. Лильина. – М.: ОДИ international, 2000, — с.193-212.
  20. Стребелева Е.А. К вопросу о создании в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии у детей // Дошкольное воспитание. – 2008. — №1 – с.70-73.
  21. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология – 2003. — №3. – с.39-42.
  22. Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка // Руководство для врачей домов ребенка / под ред. Л.В. Дружининой. – М.: Медицина, 1987. – с.141-162.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год