Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
Развитие речи у детей
Автор: Тютерева Наталия Валерьевна   
02.05.2014 18:58

Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенкаВоспитатель МБДОУ ЦРР - №28 «Золотой петушок» г. Тамбова Тютерева Н.В.
Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Чтобы ребенок своевременно и качест­венно овладевал устной речью, необ­ходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверст­никами и взрослыми, т.е. обладал опреде­ленной речевой активностью. При нор­мальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, а педаго­гически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить фор­мирование речевой активности.
В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое раз­витие отстает от нормы. С годами их становится больше.
Развитию речи в детских садах уделяет­ся большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это дает положительные результаты, но они касаются преимущественно количест­венной стороны речи. Подлинного же развития не происходит. На занятии ребенок произносит и запоминает отдельные слова и фразы, и как правило, почти не использует их в активной речи, а вне занятия речевое общение детей между собой и со взрослыми крайне скудно.
Следует отметить, что специальные занятия по развитию речи эф­фективны, но находится в прямой зависи­мости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.
Компонентами речевой активности являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситу­ациях, выбор игр и увлечений, связанным речью, быстрота и точность выбора слов, активная реакция на поступок или высказывание других лиц.
Помехами речевой актив­ности могут стать неразвитость вышеназванных качеств; ре­чевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память и т.п. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на оп­ределенном уровне системой языка, нали­чие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.
Система психологичес­ких, психотерапевтических и педагогичес­ких воздействий, направленных на разви­тие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, фор­мирование адекватной самооценки и спо­собности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Указанные воздействия могут быть реализованы в ка­честве и отдельного направления работы, и составной части различных занятий.
Я провожу работу по активизации речевой активности в три этапа.
Первый этап: Активизация деятельности детей.
Основным содержанием этапа являются игровые упражнения и этю­ды на восприятие, переживание и выраже­ние эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятель­ности, эмоциональной поддержки участ­ников группы, на преодоление замкну­тости и адекватной самооценки.
Упражнения проводятся в каче­стве разминки. Организуя свою  работу, создаю у детей по­требность подражать действиям взрослого. С этой целью использую побуждения типа «Покажи, как...», «Изобрази, как...», «Повтори за мной...» и т.п.
Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой це­лью предлагаю им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажму­риться, прищуриться и т.п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состо­яния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость). Кроме того, дети учатся самостоятельно показывать основные эмоции.
Привожу примеры некоторых упраж­нений.
«Вкусные конфеты». Педа­гог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый па­кет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфе­те, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.
Внимание также необходимо уделять пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состо­яние другого человека, выражать свои эмоции с помощью жестов, движении, походки, позы. Пантомимика повышает ин­терес детей к занятиям, расширяет их эмо­циональный опыт, позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.
Эти игры можно включать как в ход занятия, так и в свободную деятельность.
Второй этап: Активизация компонентов речевой деятельности.
На этом этапе активизация речевой деятельности невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание уделяется словесным иг­рам, цель которых - обогащение словарно­го запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выра­зительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр - в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собст­венную речевую активность.
«Домашние животные». Из предло­женных слов дети выбирают название до­машнего животного и как можно быстрее его произносят. Аналогичные игры можно проводить по темам «Транспорт» (только воздушный), «Овощи» (только красные), «Фрукты» (только круглые) и др.
Третий этап: Активизация речи в разных видах деятельности.
одно из направлений данного этапа - изменение соци­альной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды дея­тельности и сферы общения. Для этого использую игровые ситуации, которые создаются путем использования наглядно­сти, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраи­вает ребенка на речевые действия. Обращаюсь к ребенку, как бы программируя раз­витие игры, побуждаю детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть, она хочет пойти погу­лять? Узнай у Димы. куда он уезжает? Ле­ночка, попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости». Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому рекомендуется включать задания, предус­матривающие употребление вопроситель­ных предложений. Например, объ­ясняю: что сейчас дети по очереди будут зада­вать друг другу вопросы и отвечать на них. «В воскре­сенье я ходила с дочкой в зоопарк. А ты, Андрей, что делал? Скажи об этом Диме и задай ему тот же вопрос». Ребенок сначала отвечает на вопрос, а потом сам спрашива­ет другого ребенка.
Затем ввожу задания, в кото­рых детям приходится выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем словесного описания условий и участников общения, а также постановки речевой задачи. Например, в игре «Гости» дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Педа­гог предлагает детям пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с «мамой, папой». «Ребенок» показывает гостям свою комнату, рассказывает об иг­рушках. «Родители» приглашают к столу, угощают чаем, сладостями, рассказывают о своей работе. Гости благодарят. Затем иг­рающие меняются ролями.
Работа по активизации речи в игре и об­щении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсцениро­вок, творческих сюжетно-ролевых игр, направ­ленных на развитие умения  пра­вильно определять отношение окружаю­щих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, про­являть творчество и инициативу. Цель иг­ры - устранение препятствий в межлично­стных отношениях. Активную речь детей в игре стимулирует возможность пе­ревоплотиться с помощью костюмов, использование декораций, сюр­призных моментов и др.
Можно использовать драматизации, ра­зыгрывая или отдельные эпизоды, или сказки полностью, где дети могут сами проявить инициативу, приняв на себя понравившу­юся роль. Постепенно усложняя ре­чевой материал, дети учатся владеть речью, осознают значение сказанных слов, интонации, темпа речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год