Воспитатель МБДОУ ЦРР - №28 «Золотой петушок» г. Тамбова Тютерева Н.В. Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое развитие отстает от нормы. С годами их становится больше. Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это дает положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи. Подлинного же развития не происходит. На занятии ребенок произносит и запоминает отдельные слова и фразы, и как правило, почти не использует их в активной речи, а вне занятия речевое общение детей между собой и со взрослыми крайне скудно. Следует отметить, что специальные занятия по развитию речи эффективны, но находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки. Компонентами речевой активности являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанным речью, быстрота и точность выбора слов, активная реакция на поступок или высказывание других лиц. Помехами речевой активности могут стать неразвитость вышеназванных качеств; речевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память и т.п. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на определенном уровне системой языка, наличие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность. Система психологических, психотерапевтических и педагогических воздействий, направленных на развитие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Указанные воздействия могут быть реализованы в качестве и отдельного направления работы, и составной части различных занятий. Я провожу работу по активизации речевой активности в три этапа. Первый этап: Активизация деятельности детей. Основным содержанием этапа являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости и адекватной самооценки. Упражнения проводятся в качестве разминки. Организуя свою работу, создаю у детей потребность подражать действиям взрослого. С этой целью использую побуждения типа «Покажи, как...», «Изобрази, как...», «Повтори за мной...» и т.п. Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью предлагаю им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажмуриться, прищуриться и т.п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость). Кроме того, дети учатся самостоятельно показывать основные эмоции. Привожу примеры некоторых упражнений. «Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются. Внимание также необходимо уделять пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, выражать свои эмоции с помощью жестов, движении, походки, позы. Пантомимика повышает интерес детей к занятиям, расширяет их эмоциональный опыт, позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество. Эти игры можно включать как в ход занятия, так и в свободную деятельность. Второй этап: Активизация компонентов речевой деятельности. На этом этапе активизация речевой деятельности невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание уделяется словесным играм, цель которых - обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр - в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность. «Домашние животные». Из предложенных слов дети выбирают название домашнего животного и как можно быстрее его произносят. Аналогичные игры можно проводить по темам «Транспорт» (только воздушный), «Овощи» (только красные), «Фрукты» (только круглые) и др. Третий этап: Активизация речи в разных видах деятельности. одно из направлений данного этапа - изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности и сферы общения. Для этого использую игровые ситуации, которые создаются путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия. Обращаюсь к ребенку, как бы программируя развитие игры, побуждаю детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть, она хочет пойти погулять? Узнай у Димы. куда он уезжает? Леночка, попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости». Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому рекомендуется включать задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений. Например, объясняю: что сейчас дети по очереди будут задавать друг другу вопросы и отвечать на них. «В воскресенье я ходила с дочкой в зоопарк. А ты, Андрей, что делал? Скажи об этом Диме и задай ему тот же вопрос». Ребенок сначала отвечает на вопрос, а потом сам спрашивает другого ребенка. Затем ввожу задания, в которых детям приходится выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем словесного описания условий и участников общения, а также постановки речевой задачи. Например, в игре «Гости» дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Педагог предлагает детям пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с «мамой, папой». «Ребенок» показывает гостям свою комнату, рассказывает об игрушках. «Родители» приглашают к столу, угощают чаем, сладостями, рассказывают о своей работе. Гости благодарят. Затем играющие меняются ролями. Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу. Цель игры - устранение препятствий в межличностных отношениях. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов, использование декораций, сюрпризных моментов и др. Можно использовать драматизации, разыгрывая или отдельные эпизоды, или сказки полностью, где дети могут сами проявить инициативу, приняв на себя понравившуюся роль. Постепенно усложняя речевой материал, дети учатся владеть речью, осознают значение сказанных слов, интонации, темпа речи.
|