Крылова Светлана Анатольевна Воспитатель МБДОУ комбинированного вида детский сад №14 "Дельфинята" В дошкольном возрасте ребенок начинает овладевать диалогической речью, которая является основой общения. Посредством диалога ребенок старается понимать окружающих людей, реагируя в зависимости от контекста ситуации. С целью развития у дошкольников умения обмениваться высказываниями в соответствии с планом воспитательной работы проводятся утренние беседы на темы понятные ребенку: о семье, о культуре поведения, о временах года, об увиденном по дороге в детский сад. Беседы пополняют словарный запас ребенка и способствуют развитию диалогической речи. Развитие связанной речи предполагает грамматически правильное построение предложений, расширение лексики, управление своим речевым аппаратом при произношении. Все речевые задачи решаются в комплексе непосредственно во время образовательной деятельности по обучению детей пересказу, инсценированию литературных произведений, описанию картин и игрушек. Обучая дошкольников связанной речи на занятиях по развитию речи, следует учить их пересказывать сказки и произведения детской литературы: короткие рассказы. Первый этап - вопросно-ответный уровень: после выразительного чтения сказки и показа настольного театра можно задать детям вопросы по содержанию литературного произведения. Для усвоения смыслового богатства слова особое внимание необходимо уделить словарной работе: воспитатель обязан объяснить непонятные и новые для детей слова, выражения, должен рассказать о назначении предметов, именуемых этими словами.
На втором этапе обучения пересказыванию детям предлагается рассмотреть и разложить в нужной последовательности картинки, иллюстрирующие содержание рассказа. Это задание помогает дошкольникам воспроизвести сюжет произведения, понять его композицию: зачин, кульминацию, развитие действий, развязку, дети получают представление о категории времени глаголов. Обращается внимание на предметы, их характеристики, на героев сказки, тем самым расширяется словарный состав речи у детей. Предлагаются упражнения по перечислению очередности действий персонажей, проводятся словесные игры «Назови кто, что делает сначала, и что будет потом». В итоге работы с картинками дети могут составлять короткие рассказы минимум из трех предложений, с последующим увеличением их количества, а также пересказать, учитывая композиционное построение сюжета: начало, главную часть рассказа и конец. Впоследствии дошкольники знакомятся с лексическим многообразием зачина рассказа например: «Однажды…», «Давным давно…», «Жили – были…», «В один прекрасный день…». Развивая навыки составления повествовательных рассказов, детям предлагается передать сюжет литературного произведения, используя при переходе от одной рассматриваемой картинки к другой слова-связки: «…вдруг…», «…а в это время…» и т.д.. На следующем этапе, который условно можно назвать инсценирование, дети играют роли сказочных персонажей. Главной задачей этого этапа является обучение правильной передаче интонации текста роли. В соответствии с характером персонажа формируется умение отчетливо произносить слова, меняя темп и тембр голоса. В ежедневной плановой работе по развитию речи можно использовать логопедические упражнения: по артикуляции и дикции; фонетические и грамматические упражнения: на подражание голосам животных и птиц, на словообразование, по изменению слов по падежам числам. Обучая, составлению рассказа с элементами описания детям предлагается рассмотреть картины и игрушки. Сначала дошкольникам задаются вопросы по содержанию картины, например: «Что нарисовано на картине ?»; «Какими другими словами можно назвать это?», затем вопросы, которые детализируют содержание картины. Обращаем внимание на действия героев, уточняем: «Что делает герой картины? »; «Что делают другие герои ?», побуждая детей называть глаголы. После этой предварительной лексической работы переходим к составлению совместного рассказа. Воспитатель начинает рассказ, дети, улавливая смысловую и грамматическую связь предложений, продолжают его, составляя свое новое предложение. Развивая связанную речь у дошкольников, учим их не только описывать картину, но и составлять рассказы повествовательного типа. Для этого необходимо обучать детей связанному высказыванию, проводить работу по формированию связей предложений в тексте. Развиваем умение строить предложения, используя простую грамматическую схему: субъект, его действие плюс объект, на который направлено действие. Для связи предложений предлагаем цепную местоименную связь, например: «Петушок сидит на заборе. Он поет….» или лексический повтор: «Вот петушок. У петушка красный гребешок…» При рассматривании игрушек хорошо применить дидактические игры О.С. Ушаковой «Кукла веселая и грустная», «Сравни медвежат», «Сравни кукол» и т.д..[1]. Игры, направленные на развитие связанной речи, учат описывать характерные признаки и действия предметов. Обучая рассматриванию игрушек или предметов, важно научить детей правильно называть предмет, описывать его свойства, качества, назначение. Составляя совместный рассказ при описании игрушки, воспитатель начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Затем предлагает детям повторить рассказ самостоятельно, побуждая их к связанному высказыванию. В рассказе должно быть начало: ребенок называет игрушку; затем середина: ребенок перечисляет все характерные признаки, качества, действия игрушки и конец: дошкольник дает оценку своей игрушке. Анализ мониторинга целенаправленной деятельности по развитию речи у дошкольников показывает положительную динамику уровня развития связанной речи. Таким образом, обучение дошкольников связанной речи является важным процессом педагогической деятельности, прививает интерес к родному языку, способствует воспитанию культуры речи, овладению фонетическими, лексическими, грамматическими нормами речи и развитию коммуникативных способностей у детей. Литература. 1.Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет.- М.: ТЦ сфера, 2010. 2. Тихеева Е.И Развитие речи детей.- М., 1981. 3.Ушакова О.С. Теория практика развития речи дошкольников. – М., 2008.
|