Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучаем дошкольников младшего возраста связанной речи.
Развитие речи у детей
Автор: Крылова Светлана Анатольевна   
05.06.2014 15:06

Обучаем  дошкольников младшего возраста связанной речи.

Крылова Светлана Анатольевна
Воспитатель МБДОУ комбинированного вида детский сад №14 "Дельфинята"
В дошкольном возрасте ребенок начинает овладевать диалогической речью, которая является основой общения. Посредством диалога ребенок старается понимать окружающих людей,  реагируя в зависимости от контекста ситуации. С   целью развития  у дошкольников умения обмениваться высказываниями в соответствии с планом воспитательной работы проводятся утренние беседы на темы понятные ребенку: о семье, о культуре поведения, о временах года,  об увиденном по дороге в детский сад. Беседы пополняют словарный запас ребенка и способствуют развитию диалогической речи.
Развитие связанной речи предполагает грамматически правильное построение предложений, расширение лексики, управление своим речевым аппаратом при произношении.
Все речевые задачи решаются в комплексе непосредственно во время образовательной деятельности  по обучению детей пересказу, инсценированию литературных произведений, описанию картин и игрушек.
Обучая дошкольников связанной речи на занятиях  по развитию речи,   следует учить  их пересказывать  сказки и произведения детской литературы: короткие рассказы. Первый этап - вопросно-ответный уровень: после выразительного чтения сказки и показа настольного театра  можно  задать детям вопросы по содержанию литературного произведения. Для усвоения смыслового богатства слова  особое внимание необходимо уделить    словарной работе: воспитатель обязан объяснить непонятные и новые  для детей слова, выражения,  должен рассказать о назначении предметов, именуемых этими словами.
На втором этапе обучения пересказыванию  детям предлагается рассмотреть и разложить в нужной последовательности картинки, иллюстрирующие содержание рассказа. Это задание помогает дошкольникам воспроизвести сюжет произведения, понять его композицию: зачин, кульминацию, развитие действий, развязку, дети получают представление о категории времени глаголов. Обращается внимание на предметы, их характеристики, на  героев сказки, тем самым расширяется словарный состав речи у детей. Предлагаются упражнения  по перечислению очередности действий персонажей, проводятся словесные игры «Назови кто, что делает сначала, и что будет потом». В итоге работы с картинками дети могут составлять короткие рассказы минимум из трех предложений, с последующим увеличением их количества, а также пересказать,   учитывая композиционное построение сюжета: начало, главную часть рассказа и конец. Впоследствии   дошкольники знакомятся с лексическим многообразием зачина рассказа например: «Однажды…»,  «Давным давно…», «Жили – были…», «В один прекрасный день…».
Развивая навыки составления повествовательных рассказов, детям предлагается передать  сюжет литературного произведения, используя при переходе от одной рассматриваемой картинки к другой слова-связки: «…вдруг…», «…а в это время…» и т.д..
На следующем этапе, который условно можно назвать инсценирование,   дети играют роли сказочных персонажей. Главной задачей этого этапа является обучение правильной передаче интонации текста роли. В соответствии с характером персонажа формируется умение отчетливо произносить слова, меняя  темп и тембр голоса.
В ежедневной плановой работе по развитию  речи можно использовать логопедические упражнения: по артикуляции и дикции; фонетические и грамматические упражнения: на подражание голосам животных и птиц, на словообразование, по  изменению слов по падежам  числам.
Обучая, составлению рассказа с элементами описания детям предлагается рассмотреть картины и игрушки.
Сначала   дошкольникам  задаются  вопросы по содержанию картины, например: «Что нарисовано на картине ?»; «Какими другими словами можно назвать это?»,  затем вопросы, которые детализируют содержание картины. Обращаем внимание на действия героев,  уточняем: «Что делает герой картины? »; «Что делают другие герои ?», побуждая детей называть глаголы.  После этой предварительной лексической работы переходим к составлению совместного рассказа. Воспитатель начинает рассказ, дети, улавливая смысловую и грамматическую связь предложений, продолжают его, составляя свое новое предложение. Развивая связанную речь у дошкольников, учим их не только описывать картину, но и составлять рассказы повествовательного типа.  Для этого   необходимо    обучать детей   связанному  высказыванию, проводить работу по формированию связей предложений в тексте. Развиваем умение строить  предложения,  используя простую грамматическую схему: субъект, его действие плюс объект, на который направлено действие. Для связи предложений предлагаем цепную местоименную связь, например: «Петушок сидит на заборе. Он поет….» или лексический повтор: «Вот петушок. У петушка красный гребешок…»
При рассматривании игрушек хорошо применить дидактические игры О.С. Ушаковой «Кукла веселая и грустная», «Сравни медвежат», «Сравни кукол» и т.д..[1]. Игры, направленные на развитие связанной речи, учат описывать характерные признаки и действия предметов.
Обучая рассматриванию игрушек или предметов, важно научить детей правильно называть предмет, описывать его свойства, качества, назначение. Составляя совместный рассказ при описании игрушки, воспитатель  начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Затем предлагает детям  повторить рассказ самостоятельно, побуждая их    к связанному высказыванию. В рассказе должно быть начало: ребенок называет игрушку; затем середина: ребенок перечисляет все характерные признаки, качества,  действия игрушки и конец: дошкольник дает оценку своей игрушке.
Анализ  мониторинга целенаправленной деятельности по   развитию речи у дошкольников   показывает положительную динамику уровня развития связанной речи.
Таким образом, обучение дошкольников связанной    речи является важным процессом педагогической деятельности, прививает интерес к родному языку, способствует воспитанию культуры речи, овладению фонетическими, лексическими, грамматическими нормами речи и развитию коммуникативных способностей у детей.
Литература.
1.Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет.- М.: ТЦ сфера, 2010.
2. Тихеева Е.И Развитие речи детей.- М., 1981.
3.Ушакова О.С. Теория практика развития речи дошкольников. – М., 2008.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год