Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Удивительная страна Волшебных слов»: НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ (ознакомление старших дошкольников с фразеологическими единицами).
Развитие речи у детей
Автор: Шматкова Ольга Игоревна, Кухар Светлана Вячеславовна   
19.10.2021 05:37

«Удивительная страна Волшебных слов»: НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ (ознакомление старших дошкольников с фразеологическими единицами).«Удивительная страна Волшебных слов»: НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ (ознакомление старших дошкольников с фразеологическими единицами).

  • Шматкова Ольга Игоревна,
  • Кухар Светлана Вячеславовна

воспитатели ГБОУ г. Москвы «Школа с изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»

В старшем дошкольном возрасте важную роль играет такая образовательная деятельность, как развитие речи. Бесспорно, в составе лексического словаря старших дошкольников уже существуют фразеологизмы, которые обогащают словарный запас. Однако существует проблема, связанная с осознанием того, в какой речевой ситуации можно применить ту или иную фразеологическую единицу.

Для того, чтобы вести вклад в разрешение данной проблемы, было подготовлено занятие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительная страна Волшебных слов». В занятии используется метод игры-путешествия, метод беседы, создание условий для развития воображения и мышления старших дошкольников, развитие речи при помощи работы с изображениями.

 

Скачать конспект

Программное содержание: ознакомить старших дошкольников с понятием фразеологизма в игровой форме.

Образовательные задачи: в форме игры познакомить с фразеологизмами русского языка; способствовать пониманию тех речевых ситуаций, где можно употребить фразеологизм.

Развивающие задачи: создать условия для развития у старших дошкольников внимания, воображения, мышления; сформировать речевые навыки у детей.

Воспитательные задачи: воспитать интерес и любовь к родному языку, способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.

Демонстрационный материал: изображения, связанные с фразеологизмами.

Ход занятия

I. Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в этот замечательный день. Скажите, пожалуйста, вы хотели бы узнать о волшебстве слов?

Дети: да, хотели бы!

Воспитатель: вы такие любознательные. Итак, все люди разговаривают друг с другом и обычно не замечают, что некоторые слова, когда соединяются друг с другом, становятся волшебными. Мы с вами отправимся в удивительную страну Волшебных слов. Чтобы очутиться в этой стране, нам с вами нужно выполнить одно весёлое задание. Повторяем за мной.

Примечание: дети становятся в круг, воспитатель встаёт в центре и читает стихотворение. Дошкольники повторяют за воспитателем различные действия.

Страна Волшебных слов

Дети-дети, стойте смирно

(дети принимают стойку смирно)

И послушайте меня:

(дети прикладывают ладонь к уху)

Знали вы, что в нашем мире

Есть прекрасная страна?

(дети разводят руками).

Ничего, всё поправимо,

Мы отправимся туда.

Не пройти нам чтобы мимо,

Есть у нас одна игра.

Вы похлопайте в ладошки,

(дети хлопают в ладоши)

Покружитесь-ка скорей,

(воспитатель кружится на месте)

И потопайте вы ножкой,

(дети топают одной ногой),

И попрыгайте смелей!

(дети прыгают на месте)

Ой-ой-ой, что же случилось,

(дети прикладывают руки к лицу и делают удивлённое лицо)

Где же с вами мы теперь?

Нет, друзья, вам не приснилось,

Мы открыли эту дверь

В страну Волшебных слов

Магией стихов!

Воспитатель: Ребята, это заклинание перенесло нас в страну Волшебных слов! А теперь садитесь на свои места, мы с вами познакомимся с её жителями.

Изображение 1

Изображение 2

Изображение 3

II. Воспитатель: дети, я раздала вам картинки, на них изображены некоторые жители страны Волшебных слов. Посмотрите на первую картинку, что там происходит?

Дети: Крокодил очень сильно плачет.

Воспитатель: да, ребята, вы правы. Но у этого события есть название – Крокодиловы слёзы. Это и есть первый житель страны Волшебных слов. Но он путешествует и в наш мир, как и другие жители этого государства. Вы можете встретить его в разговоре людей, но не во всех разговорах, в каком-то одном. Например, вы разбили чашку, и теперь боитесь, что мама будет ругаться и решили притвориться, что плачете. А мама вам говорит: «Что ты льешь крокодиловы слёзы?». Мама уже поняла, что вы расстроились не по-настоящему. Значит, этот житель страны Волшебных слов появляется в нашей речи тогда, когда человек плачет и грустит неискренне, обманывает окружающих. А вы можете придумать ситуации, в которых в разговоре может появиться житель Крокодиловы слёзы? (дети высказывают свои предположения, придумывают речевые ситуации).

Воспитатель: спасибо, ребята, многие из вас придумали правильные примеры разговоров. А теперь посмотрите на вторую картинку, что вы там видите?

Дети: человек сидит в калоше.

Воспитатель: а какое у него лицо?

Дети: грустное!

Воспитатель: да, друзья. Жителя страны Волшебных слов зовут Сесть в калошу. Он тоже путешествует в разговоры людей, но не во все, а только в те, где люди обсуждают неудачу человека. Например, мальчик разлил воду на свой рисунок. А кто-то ему говорит: «Ты сел в калошу!». Ему так сказали потому, что мальчик оказался в смешной ситуации, потерпел неудачу. Вы сможете придумать примеры разговоров, где появится Сесть в калошу? (дети высказывают свои предположения, придумывают речевые ситуации).

Воспитатель: вы большие молодцы! Рассмотрите последнюю, третью картинку. Что вы там увидели?

Дети: мальчик смотрит на ворон, а рядом с ним стоит клетка с попугаем на снегу.

Воспитатель: он не просто смотрит на ворон, он их считает. Этому событию в стране Волшебных слов тоже дано имя – Считать ворон. И оно к нам в разговоры часто приходит, но тоже встречается не во всех. Можно подумать, что мальчику нужно было отнести попугая домой, но он отвлёкся на ворон, а попугай замерз, так как клетка стоит на снегу. Наш герой отвлёкся от важного дела. Когда мы забываем о важных делах и занимаемся чем-то неважным, про нас могут сказать: «Вместо того, чтобы учиться, он считает ворон!». А вы можете придумать такие предложения, где можно встретить этого жителя страны Волшебных слов? (дети высказывают свои предположения, придумывают речевые ситуации).

Воспитатель: спасибо, ребята, вы правы! Скажите, а вы заметили, из скольких слов состоят имена жителей этой страны?

Дети: из двух!

III. Воспитатель: правильно! В этой стране имена не состоят из одного слова, как у нас. В именах у этих жителей могут быть и два слова, и три, и четыре. Но вы, конечно же, можете встретить и других жителей в нашем мире, когда они заходят в гости в наши разговоры. Увы, нам пора. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и все вместе подпрыгнем на счет раз, два, три! (дети выполняют задание воспитателя).

Воспитатель: вот мы и дома, ребята. Надеюсь, после такого путешествия, вы будете обращать внимания на свои разговоры, на разговоры ваших родителей и друзей, чтобы вновь встретиться с жителями страны Волшебных слов. Всего доброго, до свидания!

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  3. Детинина О.Б. Устойчивые словосочетания в детской речи. /дис., С.-П., 1987.
  4. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. М.: Мозаика-синтез, 2013.
  5. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни. / автореф., М. 2001.
  6. Мысан Инна Владимировна Методика обогащения речи детей дошкольного возраста фразеологизмами // Ярославский педагогический вестник. 2014. №4. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/metodika-obogascheniya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-frazeologizmami (дата обращения: 10. 10. 2021).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год