«Удивительная страна Волшебных слов»: НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ (ознакомление старших дошкольников с фразеологическими единицами). |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шматкова Ольга Игоревна, Кухар Светлана Вячеславовна | |||
19.10.2021 05:37 | |||
«Удивительная страна Волшебных слов»: НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ (ознакомление старших дошкольников с фразеологическими единицами).
воспитатели ГБОУ г. Москвы «Школа с изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля» В старшем дошкольном возрасте важную роль играет такая образовательная деятельность, как развитие речи. Бесспорно, в составе лексического словаря старших дошкольников уже существуют фразеологизмы, которые обогащают словарный запас. Однако существует проблема, связанная с осознанием того, в какой речевой ситуации можно применить ту или иную фразеологическую единицу. Для того, чтобы вести вклад в разрешение данной проблемы, было подготовлено занятие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительная страна Волшебных слов». В занятии используется метод игры-путешествия, метод беседы, создание условий для развития воображения и мышления старших дошкольников, развитие речи при помощи работы с изображениями.
Программное содержание: ознакомить старших дошкольников с понятием фразеологизма в игровой форме. Образовательные задачи: в форме игры познакомить с фразеологизмами русского языка; способствовать пониманию тех речевых ситуаций, где можно употребить фразеологизм. Развивающие задачи: создать условия для развития у старших дошкольников внимания, воображения, мышления; сформировать речевые навыки у детей. Воспитательные задачи: воспитать интерес и любовь к родному языку, способствовать эстетическому воспитанию дошкольников. Демонстрационный материал: изображения, связанные с фразеологизмами. Ход занятия I. Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в этот замечательный день. Скажите, пожалуйста, вы хотели бы узнать о волшебстве слов? Дети: да, хотели бы! Воспитатель: вы такие любознательные. Итак, все люди разговаривают друг с другом и обычно не замечают, что некоторые слова, когда соединяются друг с другом, становятся волшебными. Мы с вами отправимся в удивительную страну Волшебных слов. Чтобы очутиться в этой стране, нам с вами нужно выполнить одно весёлое задание. Повторяем за мной. Примечание: дети становятся в круг, воспитатель встаёт в центре и читает стихотворение. Дошкольники повторяют за воспитателем различные действия. Страна Волшебных слов Дети-дети, стойте смирно (дети принимают стойку смирно) И послушайте меня: (дети прикладывают ладонь к уху) Знали вы, что в нашем мире Есть прекрасная страна? (дети разводят руками). Ничего, всё поправимо, Мы отправимся туда. Не пройти нам чтобы мимо, Есть у нас одна игра. Вы похлопайте в ладошки, (дети хлопают в ладоши) Покружитесь-ка скорей, (воспитатель кружится на месте) И потопайте вы ножкой, (дети топают одной ногой), И попрыгайте смелей! (дети прыгают на месте) Ой-ой-ой, что же случилось, (дети прикладывают руки к лицу и делают удивлённое лицо) Где же с вами мы теперь? Нет, друзья, вам не приснилось, Мы открыли эту дверь В страну Волшебных слов Магией стихов! Воспитатель: Ребята, это заклинание перенесло нас в страну Волшебных слов! А теперь садитесь на свои места, мы с вами познакомимся с её жителями. Изображение 1 Изображение 2 Изображение 3 II. Воспитатель: дети, я раздала вам картинки, на них изображены некоторые жители страны Волшебных слов. Посмотрите на первую картинку, что там происходит? Дети: Крокодил очень сильно плачет. Воспитатель: да, ребята, вы правы. Но у этого события есть название – Крокодиловы слёзы. Это и есть первый житель страны Волшебных слов. Но он путешествует и в наш мир, как и другие жители этого государства. Вы можете встретить его в разговоре людей, но не во всех разговорах, в каком-то одном. Например, вы разбили чашку, и теперь боитесь, что мама будет ругаться и решили притвориться, что плачете. А мама вам говорит: «Что ты льешь крокодиловы слёзы?». Мама уже поняла, что вы расстроились не по-настоящему. Значит, этот житель страны Волшебных слов появляется в нашей речи тогда, когда человек плачет и грустит неискренне, обманывает окружающих. А вы можете придумать ситуации, в которых в разговоре может появиться житель Крокодиловы слёзы? (дети высказывают свои предположения, придумывают речевые ситуации). Воспитатель: спасибо, ребята, многие из вас придумали правильные примеры разговоров. А теперь посмотрите на вторую картинку, что вы там видите? Дети: человек сидит в калоше. Воспитатель: а какое у него лицо? Дети: грустное! Воспитатель: да, друзья. Жителя страны Волшебных слов зовут Сесть в калошу. Он тоже путешествует в разговоры людей, но не во все, а только в те, где люди обсуждают неудачу человека. Например, мальчик разлил воду на свой рисунок. А кто-то ему говорит: «Ты сел в калошу!». Ему так сказали потому, что мальчик оказался в смешной ситуации, потерпел неудачу. Вы сможете придумать примеры разговоров, где появится Сесть в калошу? (дети высказывают свои предположения, придумывают речевые ситуации). Воспитатель: вы большие молодцы! Рассмотрите последнюю, третью картинку. Что вы там увидели? Дети: мальчик смотрит на ворон, а рядом с ним стоит клетка с попугаем на снегу. Воспитатель: он не просто смотрит на ворон, он их считает. Этому событию в стране Волшебных слов тоже дано имя – Считать ворон. И оно к нам в разговоры часто приходит, но тоже встречается не во всех. Можно подумать, что мальчику нужно было отнести попугая домой, но он отвлёкся на ворон, а попугай замерз, так как клетка стоит на снегу. Наш герой отвлёкся от важного дела. Когда мы забываем о важных делах и занимаемся чем-то неважным, про нас могут сказать: «Вместо того, чтобы учиться, он считает ворон!». А вы можете придумать такие предложения, где можно встретить этого жителя страны Волшебных слов? (дети высказывают свои предположения, придумывают речевые ситуации). Воспитатель: спасибо, ребята, вы правы! Скажите, а вы заметили, из скольких слов состоят имена жителей этой страны? Дети: из двух! III. Воспитатель: правильно! В этой стране имена не состоят из одного слова, как у нас. В именах у этих жителей могут быть и два слова, и три, и четыре. Но вы, конечно же, можете встретить и других жителей в нашем мире, когда они заходят в гости в наши разговоры. Увы, нам пора. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и все вместе подпрыгнем на счет раз, два, три! (дети выполняют задание воспитателя). Воспитатель: вот мы и дома, ребята. Надеюсь, после такого путешествия, вы будете обращать внимания на свои разговоры, на разговоры ваших родителей и друзей, чтобы вновь встретиться с жителями страны Волшебных слов. Всего доброго, до свидания! Список литературы
|