Cеминар – практикум Развиваем речь детей и взрослых.
Учитель-логопед Фоминых Е.Н. МБДОУ № 102 г. Екатеринбург
Теоретическая часть.
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки: «с», «з», «ш», «ж», «л», «р», его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». 4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать. • Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?». • Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-!0 минут. • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика. 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 5. Развивается воображение и фантазия . 6. В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Необходимо помнить, что пальчиковая гимнастика будет эффективна только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно около 5-10 минут. Сначала все упражнения выполняются медленно. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, наконец, двумя одновременно.
Формированию правильного звукопроизношеня у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращается внимание на длительность звучания слова. Формируется умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове. Детей знакомят с делением слов на слоги.
Великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи это скороговорки. Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Как работать со скороговорками? 1. Прочитайте ребёнку скороговорку и по возможности покажите иллюстрацию к ней. 2. Объясните значение сложных слов. 3. Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку. 4. Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями. 5. Проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы – это краткие народные изречения афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.
Практическая часть.
Педагоги, участники семинара-практикума, делятся на две команды: «Говоруньи» и «Болтуньи». Командам представляется жюри: два учителя-логопеда и старший воспитатель ДОУ. Каждый конкурс оценивается от одного до трёх баллов.
Конкурс № 1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Ведущий (учитель-логопед) предлагает в качестве разминки выполнить всем участникам артикуляционную гимнастику в форме стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (прилагаются картинки) Толстые внуки приехали в гости. С ними – худые, лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, Поцеловать они их потянулись. Утром проснулись, в улыбочку губы. Чистим мы верхние, нижние зубы. Блюдца поставим, положат блины нам. Блинчик жуём с вареньем малиновым. Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо. Чашки поставим, чтоб чаю налили нам. Вкусный был завтрак, никто не обижен. Скажем спасибо и губки оближем. Дедушка сделал для внуков качели. Все мы на них покачаться успели. Вечером скачем на лошади ловко. Звонко стучат по дороге подковки. Вот замедляет лошадка шажочки И на опушке мы видим грибочки.
• Знание органов артикуляции. Ведущий задаёт командам вопросы по очереди -Назовите главный артикуляционный орган (язык) -Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края) -Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость). -Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки) • Знание артикуляционных упражнений. Представители команд получают от ведущего картинки к определённым артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Лопатка», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели») Команды должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны. • Знание упражнений пальчиковой гимнастики. Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).
Конкурс № 2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
• Называние слов на заданные звуки. Ведущий говорит каждому члену команды по очереди звук (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный) – нужно назвать слово, начинающееся на этот звук.
• Придумывание рифмы к словам. Представители команд выходят к мольберту, на котором – перевёрнутые обратной стороной картинки. Участники команд по очереди переворачивают картинки, называют их, а команды подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина, жучок – паучок и т.п.
• Подбор слов к трёхзвуковым схемам. Ведущий обращает внимание участников на мольберт, на котором 5 вариантов трёхзвуковых схем (гласные звуки обозначены красным цветом, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным). Командам даётся задание подобрать как можно больше слов к этим схемам. Слова должны быть названиями предметов из растительного и животного мира. (примеры слов: лес, мак, пень, сад, тис, вяз, дуб, бук, лён, рис, лук, чай, луг, мох, рак, тля, вошь, пёс, сом, пёс, лось, лис, вол, бык, кот, кит, мул, як, лев, лещ, язь, сыч, мышь, чиж, жук, гусь, ёж, рысь, оса).
• Подбор слов с наибольшим количеством букв. Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии. Например, слова: самоуничтожение, газонокосилка и т.п.
• Определение места звука в словах (динамическая пауза). Участникам команд даётся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) – нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова – поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова – нагнуться и поставить руки на колени. Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.
Конкурс № 3. Формирование правильного звукопроизношения и дикции.
• Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую – быстро произнести с определённой интонацией. Карточка № 1. 1. Гризли продавал гриву льва за гривну. 2. Компьютерному пирату в Интернете не рады. (сердито) Карточка № 2. 1. Вера и Люда кормили двугорбого верблюда. 2. Саша шустро сушит сушки. (удивлённо) • Третью скороговорку (на свой выбор) команды предлагают произнести соперникам. • И, наконец, последнее задание в этом конкурсе – каждой команде придумать самим чистоговорку, все слова которой будут либо начинаться на один звук, либо иметь автоматизируемый звук в своём составе. Например, чистоговорка для автоматизации звука «р»: «Терминатор Арнольд Шварценеггер- губернатор Калифорнии».
Конкурс № 4. Развитие связной устной речи. Работа с пословицами.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам. Карточка № 1. 1. Продолжить пословицы: -С волками жить-…..(по-волчьи выть) -С миру по нитке-….(голому рубаха) -Всяк сверчок-….(знай свой шесток)
2. «Перевести» пословицу на русский язык. Сын леопарда – тоже леопард .(Африка) Яблоко от яблони недалеко падает. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь. Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.
3. Назвать аналогичную русскую пословицу. Вчера Макар грядки копал, а ныне Макар в воеводы попал. Вышел из грязи в князи.
4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу. Друг дороже денег. Человек без друзей, что дерево без корней. Хорошую дружбу и топором не разрубишь. Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет. Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух.
Карточка № 2. 1. Продолжить пословицы: -Двое пашут - …(а семеро руками машут) -Кончил дело - …(гуляй смело) -Гром не грянет - …(мужик не перекрестится)
2. «Перевести» пословицу на русский язык. Молчаливый рот – золотой рот. (Германия) Слово – серебро, а молчание – золото. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.
3. Назвать аналогичную русскую пословицу. Всяк купец свой товар хвалит. Всяк кулик своё болото хвалит.
4. Назвать одну или несколько пословиц про труд. Человек славен трудом. Терпение и труд всё перетрут. Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. Труд человека кормит, лень портит. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Каков работник, такова ему и плата.
Ведущий объявляет об окончании практикума и предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.
|