Проект "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ"
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий. По содержанию: психолого-педагогический. По числу участников проекта: педагоги, родители, дети. По времени проведения: долгосрочный. По характеру контактов: в рамках ДОУ, дети, родители.
Актуальность проблемы.
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Проблема: общее недоразвитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель: использование метода сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Задачи:
1.Создание научно-методической и материальной базы для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. 2.Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов. 3.Разработать комплексный план по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи». 4.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии. 5.Разработать консультации для педагогов и родителей с целью обновления и качественного улучшения речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки.
Методы решения задач:
1.Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование. 2.Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций. 3.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов. 4.Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования. 5.Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен. 6.Графические методы: диаграммы, таблицы, рисунки, схемы.
Содержание проекта строится на принципах:
• Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми. • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. • Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие. • Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. • Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. • Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки. • Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. • Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета. • Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка. • Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Этапы реализации проекта: I этап подготовительный: 1.Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта. 2.Диагностика. 3.Анкетирование родителей. 4.Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов. 5.Разработка комплексного плана взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, специалистов по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи». 6.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса. II этап – основной текущий: 1.Разработка конспектов занятий и их проведение. 2.Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой). 3.Реализация комплексного плана взаимодействия учителя-логопеда и специалистов «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи». III этап – заключительный: 1.Диагностика (Панасюк А.Ю., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Тихомирова Л.Ф. Методика «Чтение сказки» на определение доминирующего игрового или познавательного мотива ребенка; «Понятливость», «Сочиняем сказку», «Разложи картинки», «Угадай из какой сказки герой», «Словарь», «Складывание объектов», «Недостающие детали») 2. Беседа с детьми. 3. Анкетирование родителей. IV этап – аналитический: 1.Анализ проделанной работы. 2.Вывод по теме. 3.Презентация опыта, видеоматериалы, фотосессия, выставка по теме проекта.
Сдерживающие силы: пропуски детьми занятий, недостаточность использования произведений художественной литературы и устного народного творчества.
Устранение рисков: беседы с родителями о посещаемости детей ДОУ, профилактика заболеваемости, пополнение методической и художественной литературой, драматизация сказок, просмотр кукольных театров и сказочных постановок.
Сторонники проекта: 1.Дети. 2.Воспитатели. 3.Специалисты. 4.Родители. 5.Администрация.
Участники проекта: 1.Дети. 2.Воспитатели. 3.Специалисты: учитель-логопед, воспитатель по изодеятельности, воспитатель по театру, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Ресурсы проекта: 1.Человеческие (дети, воспитатели, специалисты, родители). 2.Материальные (художественная литература, оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО).
Прогнозируемый результат:
Апробировав проект, я жду определенных результатов, в первую очередь создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; развитие диалогической и монологической речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка; приобщение детей к народному творчеству.
Заключение
Проведенный проект с сентября 2009 года по май 2010 года позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества. В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сензитивный период речевого развития и творчества детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются: диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего дошкольника на основе сказки; взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки. Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности. Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме. Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
|