Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорное воспитание служит основой познания мира
Развитие речи у детей
Автор: Вьюнова Вера Васильевна   
27.12.2014 17:14

Сенсорное воспитание служит основой познания мираИз опыта работы
Воспитателя 1 квалификационной категории
Вьюновой В. В.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира
(ранний возраст)
   Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Важнейший метод сенсорного развития – обучение в форме игр – занятий с дидактическими игрушками и материалом.
   Дети моей группы разной подготовки, поэтому учитывая это, я начала с того, что учила детей находить  предмет по образцу, предъявленному воспитателем, или по такому же предмету.
   Первое занятие я провела с цветными шариками.


   Цель занятия: упражнять детей в различии красного и синего цвета. Научить понимать обращение «Покажи шарик».
   Материал: у каждого ребенка коробка и воспитателя коробка с шестью шариками красного и синего цвета.
Ход НОД: Занятие я проводила по подгруппам. Сначала предложила детям посмотреть, какие красивые шарики у меня в коробке.  Дала по коробке с шариками каждому ребенку. Попросила всех взять в руки по шарику и рассмотреть его. Затем сама показала красный шарик – малыши должны были показать такой же, не называя цвета.
   Конечно, дети показали, и синие шарики вместо красного, но я предлагала приложить шарик к моему красному и таким образом добивалась от каждого ребенка, что бы он показал именно красный шарик. Потом показала синий, опять обращаясь к каждому ребенку, просила показать такой же.
   По такому образцу я провела ряд занятий. Например, «Постройка башни из кубиков», «Игра с цветными палочками», «Разложи в стаканчики, коробочки», «Прокати шарики с лоточка», «Грибочки, кружочки по местам!»
   Что бы закрепить знания детей, на следующих занятиях я пользовалась другими дидактическими материалами. В повседневной жизни мы обращаем внимание на детей цвет одежды, цвет предметов в групповой комнате.
   Большое значение имела индивидуальная работа с детьми. Так, например, две девочки плоховато знали цвета. Чаще давала им подбирать по цвету бабочек к цветку, колечки пирамидки к цвету палочки. Такие повседневные упражнения давали результаты. Скоро девочки стали более четко различать цвета.
   Убедившись, что большинство детей могут узнавать цвет по образцу и действовать с ним, я перешла к более сложному приему – показу предмета с названием цвета, однако первый прием (показ по образцу) продолжала использовать. Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный – синий, синий – желтый, желтый – зеленый. И всегда брала предметы двух цветов, чтобы мои малыши могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывание одного предмета к другому.
   На занятие принесла подставку с палочками красного цвета. Сначала применила первый прием: дети показали красные палочки по образцу. Когда все показали красные палочки, я назвала цвет: «У меня палочка, красная». После этого спросила детей, какого цвета у них палочки. Выслушав ответы, предложила детям поместить красные палочки в красный стаканчик. При этом задавала один и те же вопросы: «Какого цвета ты поставил палочку?», «В какой стаканчик?».
   На закрепление названия красного цвета понадобилась 3 – 4 занятия, но с разными дидактическими материалами.
   Следующим этапом было знакомство детей с синим цветом, затем с желтым, зеленым. Все эти игры повторяла и вне занятий, давая словесные указания: «В синюю коробку положи синие шарики, в желтую – желтые». Но без показа образца.
   Дидактическая игра «Найди перышко». От детей требовалось различать и называть цвета: красный, синий, желтый, зеленый; повторять за мной простые и более сложные фразы, вопросы, восклицания. С ним дети обращались друг к другу и к петушку: «Какое перышко тебе  подарить?», «Очень красивый хвостик!» и т. п. Все это относилось к двум крупным картинкам с изображением петуха. Один был с красивым разноцветным хвостом. Другому, перышки для хвоста подбирали сами дети.
   Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования сенсорных качеств и свойств: ощупывание, осматривание, сравнение.
   Так в играх дети постоянно знакомятся с качеством предметов. Умываясь – узнают температурные свойства воды. Гуляя на улице – познают свойства снега.
   В наблюдениях за природой закрепляется название цветов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, малыши на практике овладевают понятием величины.
   Не сразу говорю детям о прямоугольнике, квадрате. Малыши усваивают форму, как признак других важнейших свойств предметов. Они легко запоминают, где «крыша», «огурчик», «кирпичик», и так выбирает знакомые формы.
   На каждом занятии я знакомлю детей со свойствами тех предметов, с которыми они будут действовать. Например, со строительным материалом. Ставлю практические и умственные задачи, добиваясь, чтобы мои малыши их поняли и приняли к исполнению. Затем показываю, как эти задачи следует решать, направляю действия детей на достижение определенного результата.
   Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала (кубиков и кирпичиков). Действуя с ними, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления. Учу детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.
Учу ребят ставить кубик друг на друга (башня), ставить кирпичики вертикально в ряд на длинное ребро (загородка) и  на короткое ребро (высокий забор). Из кубиков и кирпичиков малыши строят: стол, стул, диван, домик, ворота. Объясняя, каждый раз показываю, как и что надо сделать. Построив что – либо, дети играют: на скамейке сидит матрешка; в ворота въезжает машина и т. д. Слежу за тем, что-бы ребята доводили начатое дело до конца. Если вижу, что у малыша что-то не получается и пропадает желание строить, оказываю ему помощь или подсказываю, что надо сделать для завершения постройки.
   Малыши любят делать что-то вместе со взрослыми. Учитывая это, организовываю игры – занятия со строительным материалом, где каждый из детей выполняет свое задание. Я строю дом, а ребенок возводит вокруг дома забор. Потом вместе с малышом сооружаем ворота. Предлагаю малышу сделать из кирпичиков разноцветную дорожку.
   В ходе игры учу детей называть качества предметов: цвет, форму, величину.
   Очень важно помнить, что игры – занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умение произнести слово, что-то сделать самому.
   Эта радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребенка.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год