Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Развитие речи у детей
Автор: Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна   
27.12.2014 17:42

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Шихалева В.Н - учитель-логопед
Абдулкадырова К.Х - воспитатель.

МАДОУ ДС КВ «Огонек»

     Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных умений,  речевая инактивность, не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей.
    Коммуникативная компетенция реализуется в жизни через виды речевой деятельности: слушании, говорении, чтении и письме.


   Одна из функций речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Она выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
    У детей в старшем дошкольном возрасте уже формируются такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Но не всегда коммуникативные умения могут быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; значительное смущение, страх перед собеседником, напряженность, скованность, паралингвистические средства общения, односложные ответы, отсутствие инициативного высказывания. Эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к сверстникам и педагогу. На основании этого можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.
    Формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный процесс, совместной работы детей, воспитателя, логопеда и родителей. Коррекционная работа должна быть направлена на всестороннее развитие речи, личности ребенка, активизацию общения, тем самым предусматривая комплексное воздействие на его речевую, познавательную, эмоционально-личностную, коммуникативную сферу. Преодоление отставания в развитии общения осуществляется педагогом путем активного включения детей с ОНР в деятельность общения, подбора речевого материала с учетом актуальной для данной тематики, познавательных возможностей. На первом этапе отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Поэтому вначале будут актуальны лексические темы «Детский сад», «Мой город», в рамках которых изучаются имена людей и изменение их суффиксальным способом. Изучаются разные способы приветствия, реально существующих и шуточных. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлеченного характера, и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной. Так, например, упражнение «Опиши друга»…Что у него изменилось?», которое выполняется в парах. Развивает внимательность и умение составлять элементарные связные рассказы описательного характера, учит сотрудничать в разных видах деятельности.
   На протяжении всего обучения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего путем познавательной деятельности: сначала это способность понять и распознать состояние собеседника, а затем – выражать и передавать свои эмоции с помощью выразительных средств. Основное направление – создание и моделирование проблемных и игровых ситуаций, возникающих в процессе речевого общения и приближенных к реальной действительности. Детям предлагаются задания и упражнения, направленные на повышение речевого уровня и коммуникативного развития. Такие. как:
1.Инсценировать игру-драматизацию, где дети самостоятельно распределяют роли.
2.Умение употреблять вербальные и невербальные средства общения. Используя мимику, показать эмоциональное состояние: злость, испуг, радость, печаль и т.д.
3.Изобразить с помощью жестов задумчивость, благодарность, удивление.
4.Используя жесты и мимику, изобразить:
- ребенка, которому подарили не тот подарок, который он хотел;
- ребенка, которому дали невкусный обед.
5.Предложить ребенку составить описательный рассказ о предметах по памяти.
6.Дать описание предмета не называя его.
7.Передать содержание какого-либо события, сказки.
8.объяснить смысл пословиц, поговорок и т.д.
   Также необходимо создавать ситуации речевого общения в группе во всех видах детской деятельности. Побуждать ребенка к высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению (упражнение «Что такое хорошо, а что такое плохо» и т.п.). Формировать различные виды связной речи: сообщение, описание, повествование, рассуждение и т.д. Например, коллективное составление сказки. Что способствует развитию творческого воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного общения, закрепление навыков связного, последовательного высказывания.
   Развитие коммуникативных умений у детей было бы неполным без включения родителей в образовательный процесс. Эффективными формами работы могут быть: сообщения, дискуссии, круглый стол, просмотр видиоматериалов с высказываниями детей, тренинговые упражнения, презентации, семейный клуб.
     Итогом коррекционной работы с детьми с ОНР должны стать качественные изменения в их поведении, общении с окружающими. Повышение уровня их речевой активности. Улучшение качественных и количественных характеристик речевых средств общения.

 

Литература:
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: Методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - синтез, 2004. - 128 с.
2. Белобрыкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белобрыкина. -Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
4. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. С. 241-259.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год