Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Корниенко Марина Валерьевна | |||
25.02.2017 14:20 | |||
Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста Пояснительная записка Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для дошкольников, таблицы и рисунки в которые подбираются с учетом возраста и психологических особенностей развития каждого ребенка. В чем суть и преимущество методики?
В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров детям достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми информации. При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, дети получают навыки коммуникации и общения. В ДОУ мнемоника применяется в качестве результативного метода запоминания смысловой, буквенной и числовой информации. Все конспекты занятий должны содержать тему, цели, план, дидактический материал и ход занятия. Для младших групп в детском саду обычно применяют простые карточки - мнемоквадраты. Это яркие одинаковые изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку мнемодорожку — квадрат из 4 картинок. Ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения. Со средней группы начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц. Со временем они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание. Слова "мнемотехника" и "мнемоника" обозначает одно и тоже — техника запоминания. Они происходят от греческого "mnemonikon" — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э). Искусство запоминания названо словом "mnemonikon" по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины — матери десяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Применение педагогами на занятиях мнемотехники делает процесс обучения для ребенка более привлекательным, обеспечивая мотивационный и эмоциональный настрой, заметно увеличивая его работоспособность. Цель: овладение детьми высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования. Задачи: 1. Познавательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Так как мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация, как любая работа строится от простого к сложному, нужно начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Мнемотаблицы — схемы, которые служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
Овладение приемов работы с мнемотаблицами сокращает время обучения. Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложность — речь состоящая лишь из простых предложений. Бедность речи (недостаточный словарный запас) — употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь — неспособность грамотно и доступно сформировать вопрос построить краткий или развернутый ответ Неспособность построить монолог: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему. Пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Факторы, облегчающие становление речи:
Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Последовательность размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Требование к мнемотехнике. Ознакомление ребенка со знаком — символом и уточнение его понимания:
Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным
Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый.
Знаки и символы должны быть:
Технологическая карта работы с мнемотаблицами или основные правила при проведении занятий: 1 этап: Подготовительный Цель: знакомство детей с моделью (мнемотаблица)
Цель: знакомство с общими моделями кодирования информации о предметах.
Моделирование осуществляется под руководством педагога с использованием наводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели? 3 этап: Творческий Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
Этапы работы над стихотворением:
Раз, два, три, четыре, А когда мы крепко спали, Чтобы ножки отдохнули, Чай с вареньем дружно пили. * В руки мы картинки взяли, Автоматизация звуков Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Для автоматизации звуков на этапе с небольшими стихотворениями можно использовать нарисованные мнемотаблицы. Для этого подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определенного звука или дифференциацию звуков. Использование мнемотаблиц для составления рассказов: В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем педагог подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят. Например: "Наступила осень, все звери стали готовиться к зиме. Белочка спряталась в свой домик, заготовила много орешков и грибов, заяц поменял свою серую шубку на белую, а бурый медведь лег спать в теплую берлогу. И вот наступила зима. Лишь иногда солнышко выглядывает из-за туч. Зимний лес засыпает". Далее педагог предлагает детям воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки. Основные правила при проведении занятий:
Очень важно, чтобы родители так же познакомились с данной методикой и принимали активное участие в развитии своего ребенка. Так как дети работающие с ассоциативными схемами быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, концентрация внимания и коммуникативные способности. Схематичное значение знаков в мнемотаблицах
|