«Развитие речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Лоскутова Яна Петровна | |||
28.11.2021 16:07 | |||
«Развитие речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития» Одним из важных разделов логопедической работы с дошкольниками является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Проблемой формирования речевого дыхания занимались Л.И. Белякова, М.Ф. Фомичева, О.В. Правдина, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев, А.И. Максаков и другие. От правильности речевого дыхания «зависит красота и легкость речевого голоса, его сила, богатство динамических эффектов, музыкальность речи», подчеркивает Э.М. Чарели. Г. В. Артоболевский указывает на то, что при правильном использовании дыхания в речи воздух расходуется экономно и равномерно, а пополнение его запаса происходит своевременно и незаметно. В своих исследованиях В. Савкова отмечает, что фонационное дыхание дает значительное количество энергии для голоса, а также участвует в выравнивании силы звучания звуков. В многочисленных логопедических исследованиях (Е. С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова) отмечается, что в структуре дефекта у многих детей с нарушениями речи выявляются проблемы в просодическом оформлении высказывания, страдает темп, ритм, имеются значительные изменения голоса, нарушается речевое дыхание. Дыхание – это физиологический процесс, который состоит из двух фаз – вдоха и выдоха. Человек совершает их неосознанно. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-грудное, ключичное. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого более продолжительным выдохом. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Вот так выглядит речевой аппарат человека — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.
Речевой аппарат включает в себя работу нескольких звеньев:
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения речевой функции, в частности правильного звукопроизношения. Несовершенства речевого дыхания у дошкольников с ЗПР:
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР обязательно включают в себя работу над дыханием. В рамках теории деятельности в логопедической работе с детьми с ЗПР широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка с ЗПР положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Тренажер для развития речевого дыхания «Забей гол» Оборудование: шарик, 2 коктейльные трубочки. Цель тренажера: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Ход игры: играют двое, дуют через коктейльную трубочку на мяч, пытаясь тем самым забить гол в ворота. Игра с тренажером укрепляет дыхательные мышцы, стимулирует работу верхних дыхательных путей и носоглотки, обеспечивает вентиляцию легких. Тренажер «Бабочка» Цель тренажера: укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах. Ход игры: Задача ребенка – сдуть с бабочки бумажный бантик. Тренажер «Сдуй снежинку» Цель тренажера: укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах. Ход игры: Задача ребенка – сдувать с рукавички бумажную снежинку. Тренажер «Цветочек» Цель тренажера: укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах. Ход игры: Задача ребенка – подуть на цветок, чтобы лепестки вращались. Параметры правильного ротового выдоха:
-во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. Требования к проведению игровых упражнений:
-обязательно чередовать с другими упражнениями. На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует сначала научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох, используя игровые упражнения. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Речевое дыхание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием. Целенаправленное формирование правильного речевого дыхания включает различные виды работы и типы деятельности. Интерес детей поддерживается игровой формой их проведения, а также использованием наглядного материала. Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а также предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
|