Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Доклад «Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Васильева Светлана Владимировна   
24.10.2021 22:28

Доклад «Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников»Доклад «Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников»

г. Усть-Илимск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8 «Белочка»

Васильева Светлана Владимировна

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Введение:

Цель:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста 6-7 лет посредством метода интеллект — карты.

 

Скачать конспект

Задачи:

  1. Способствовать развитию умения детей составлять рассказ с опорой на наглядную основу (карту-схему).
  2. Развивать у дошкольников навык самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий, анализировать и синтезировать предметы.
  3. Воспитывать желание взаимодействовать в группе для достижения общей цели. Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными и наглядными материалами.

Актуальность:

На сегодняшний день у детей есть все для их развития: компьютеры, разного вида гаджеты, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

В целом уровень речевого развития у современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.

В дошкольном образовании все педагоги пытаются внедрить новые идеи, формы и методы работы с детьми, чтобы детям было интересно, доступно, понятно и при этом решались развивающие, образовательные и воспитательные задачи.

Для меня такой формой работы для развития связной речи стал метод интеллект — карт. Метод интеллект — карт для развития связной речи у детей именно дошкольного возраста предложила кандидат педагогических наук Валентина Михайловна Акименко.

Метод интеллект — карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению, осмыслению окружающего мира и развитию связной речи за счет составления описательных рассказов по карте.

Новизна:

Использование интеллект — карт является одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать познавательные и речевые способности дошкольников как дома и в детском саду, так в будущем и в школе. Освоить интеллект — карту способны дети с разными возможностями (возможность применения в группах с детьми с ОВЗ).

Методическая и практическая ценность:

Использование интеллект — карт является универсальным способом и доступна для детского восприятия. Её применение в деятельности помогает:

  • выстраивать последовательность своих действий
  • запомнить (вспомнить) логические цепочки событий
  • легче составить описательный рассказ, опираясь на наглядный материалы
  • легка в работе, не требует длительной подготовки к применению и большого количества материала.

Интеллект — карты дети заполняют самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты (что, как, и где нарисовать), выбирают способ работы (рисунок — коллаж, условные обозначения и т.п.), у них формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать в команде, договариваться.

Планируемый результат:

  • умение ребенка классифицировать, объединять в группы предметы, объекты, явления по разным основаниям, устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями
  • умение ребенка самостоятельно составить рассказ с опорой наглядную основу (карту-схему)
  • умение детей взаимодействовать в процессе создания совместного продукта деятельности.

В качестве сопутствующих результатов внедрения опыта можно рассматривать:

  • наличие готовых образцов интеллект — карт по различным темам
  • наличие конспектов занятий по речевому развитию с использованием интеллект — карт.

Основная часть

Представляю опыт работы по теме самообразования «Интеллект — карта как средство развития связной речи у дошкольников».

Работать по данной теме начала в этом году. Такой данный метод стал для меня новой формой работы в речевом развитии детей и, как уже показала практика, формой достаточно эффективной.

Я обратилась к этому методу потому, что на диагностическом этапе в начале учебного года я отметила у детей подготовительной группы следующие проблемы в развитии речи:

  • связные высказывания короткие
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой
  • уровень передачи текста низкий.

Кроме того, большинство детей активно делились своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой брались за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходило не оттого, что знания ребенка по данному вопросу были недостаточны, а потому что он не мог оформить их в связные речевые высказывания. Таким образом, возникла необходимость в поиске такого педагогического метода, который бы позволил максимально устранить данные недостатки речи.

Метод «интеллект — карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект — карты". В мир дошкольных технологий, интеллект — карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Как это работает? Ученые выяснили, что умение человека находить решения в различных учебных и жизненных ситуациях связано не с количеством знаний в его голове, а с количеством связей между этими знаниями. Данный метод как раз направлен на то, чтобы создать это множество связей у ребёнка.

На примере покажу общие требования к составлению интеллект — карты:

  • Главная идея обводится в центре страницы.
  • Лист располагается горизонтально.
  • Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
  • Каждая мысль обводится.
  • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
  • Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект–карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект — карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В условиях реализации ФГОС использование интеллект — карты позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей, таких как: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, познавательная.

Как я уже сказала, в своей педагогической практике применять интеллект — карты я начала с начала учебного года, с детьми 6-7 лет. Встал большой вопрос, как ввести в занятия карту, чтобы дети захотели ею пользоваться. На очередном утреннем круге в беседе по теме недели: что я знаю, что хочу узнать и где могу узнать, дети предложили зафиксировать это не письменно, а нарисовав на листе бумаги. Такой формат им понравился больше, тем более, что он был более доступен и понятен тем детям, кто еще не умеет читать. А в конце одного из занятий на тему «Овощи» дети сами нарисовали и наклеили картинки того, что они запомнили и что им было интересно. После чего мы сложили все картинки воедино, в центре обозначили тему и, получилась карта – схема. Так мы, потихоньку, познакомились с интеллект — картами и они прочно закрепились в деятельности детей не только в образовательном процессе, но и в режимных моментах (интеллект – карта «Правила группы»)

В речевом развитии я применяю её в трех последовательно друг за другом направлениях:

- первое направление: сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект — карты в ходе обсуждения предмета или темы (утренний круг). Я или дети самостоятельно предлагают тему или проблему, которую хотели бы изучить. Создавая карту в данном варианте, мы выделяем главное слово (тему) и рисуем все, что знаем по этому вопросу, рисуем (клеим картинки) то, что еще хотим узнать. Получившийся рисунок, наглядно демонстрирует нам пробелы в наших знаниях по этой теме. Далее мы начинаем искать недостающую информацию. Каждой новой информацией мы дополняем нашу карту. Этот вариант создания карты стимулирует детей к самостоятельному творческому поиску, а главное, знания, полученные таким образом, становятся достоянием ребенка, лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде.

Например: мы хотели бы составить карту по теме «Хлеб. Хлебобулочные изделия. Труд людей на полях».

Что мы знаем о хлебе?

  1. Какой он бывает? (белый, черный)
  2. Для чего хлеб нужен человеку? (для питания)
  3. Из чего готовят хлеб? (из теста)
  4. Кто, где и как выращивают хлеб? (агроном, на поле, сеют пшеницу и рожь)

Что хотим узнать о хлебе?

  1. Почему хлеб белый и черный?
  2. Кто, где, и как делает хлеб?
  3. Чем полезен?
  4. Виды теста?
  5. Транспорт, используемый в полях?

Готовую карту предлагаю «прочесть» коллективно, либо индивидуально.

Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.

- второе направление: закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект — карты может являться итоговой работой по изученным темам. Этот вариант создания интеллект — карты развивает у детей умение выделить главную мысль, вспомнить и рассказать изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической или проблемной теме, развивается способность составлять распространенные предложения и рассказ полностью.

Пример: изучена проблемная тема (Правила группы)

  1. Дети вспоминают всю информацию, которую узнали по данной теме, составляют карту.
  2. Дети по интеллект — карте составляют описание по изученной теме.

- третье направление: развитие связной речи, составление и распространение предложений и рассказов по интеллект — карте.

Рассказывая по интеллект — карте, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Для развития связной речи метод интеллект — карт можно использовать в разных вариантах, в зависимости от сложности работы с интеллект — картами и уровня развития детей.

1 вариант — дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект — карты, составленной педагогом.

Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект — карты отвечают на вопросы полными предложениями. Повторное чтение рассказа. Пересказ.

2 вариант — дети с помощью педагога составляют интеллект-карту по заданному рассказу и пересказывают его.

Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся большой чистый лист, расположенный горизонтально и в центре обозначается заголовок текста в виде напечатанного слова или картинки. Затем рассказ разбирается по частям и моделируется с помощью графических изображений, схем, рисунков, картинок (подготовленных заранее), далее воспроизводят рассказ по интеллектуальной карте.

3 вариант — дети самостоятельно составляют интеллект — карты по заданному рассказу с элементами сочинения, а затем пересказывают его.

Я сейчас в своей работе перешла от первого ко второму варианту.

Пример: на занятии по развитию речи прочитали рассказ В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Задание: пересказ.

  • прочитали рассказ
  • обозначили главную идею в центре (название рассказа).
  • изобразили блоки от главной идеи с нумерацией.
  • разобрали рассказ по частям с последующим моделированием (1ч. «В саду у дедушки Корнея»; 2ч. «Заветное желание и лень Миши»; 3ч. «Миша победил лень»; 4ч. «Миша получил заветное яблоко»)
  • смоделировали рассказ полностью
  • дети самостоятельно воспроизвели рассказ по интеллект — карте.

В трех вариантах по использованию карт в развитии речи, в итоге составляется рассказ. Только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке, нарисованной самими детьми. В этом случае, разница, определённо, очевидна.

Учите детей разработке интеллектуальных карт — они помогут им быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации сейчас и потом, формировать связные высказывания.

Результативность:

За очень недолгое время использования метода интеллект — карт, я вижу некоторую положительную динамику в развитии детей, в том числе и речевом: Приложение 1

  • пополнился словарный запас (сентябрь – 20% детей – октябрь 40% детей)
  • улучшилась лексико — грамматическая структура речи, в речи появились распространенные предложения (сентябрь – 25% — октябрь -40% детей)
  • дети более связно, последовательно начали излагать свои мысли, рассказывать о событиях из жизни, пересказывать рассказы (сентябрь – 35% — октябрь – 50% детей)
  • развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками (сентябрь – 45% — октябрь – 65% детей)

С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные события, явления и факты. По их собственным словам, это отличный помощник, когда нужно запомнить и рассказать большой объем информации.

Разработка интеллект — карт помогла нам решать простые логические операции: сравнивать, сопоставлять предметы, располагать в пространстве, количественно определять общие и отдельные части, анализировать, классифицировать предметы, устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому данный метод является отличным помощником в развитии мышления старших дошкольников, а следовательно, и связной речи.

Интеллектуальная карта уникальна тем, что по одной лексической или проблемной теме в разных группах дети составляют разные интеллект — карты (подбирают свои картинки, символы, рисунки, которые они считают нужными).

Благодаря тому, что карта разбита на блоки, карта хорошо запоминается.

Метод интеллект — карты интересен, как воспоминание о проделанной работе. Интересно дополнить карту через некоторое время, объединив лексические темы, например: «Осень», «Деревья», «Птицы» и т.п. Пересмотр интеллектуальной карты через некоторое время помогает детям вспомнить все, что они знают по данной теме, а также увидеть новые направления, возникают идеи, появляется возможность дописать, дорисовать.

Заключение

Применение метода интеллект — карты в работе с детьми 6-7лет показало свою эффективность.

Данная система работы с детьми оказалась результативной и способствующей развитию речевых, эмоциональных, коммуникативных способностей дошкольников. Итогом её использования стало развитие у воспитанников речевой инициативы в игре и общении, предпосылок грамотности, повышение уровня владения устной речью, построением речевого высказывания.

Приложение 1

График результативности в подготовительной группе

В диагностике приняли участие 20 детей

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год