Доклад «Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Васильева Светлана Владимировна | |||
24.10.2021 22:28 | |||
Доклад «Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников» г. Усть-Илимск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8 «Белочка» Васильева Светлана Владимировна «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский Введение: Цель: Развитие связной речи детей дошкольного возраста 6-7 лет посредством метода интеллект — карты.
Задачи:
Актуальность: На сегодняшний день у детей есть все для их развития: компьютеры, разного вида гаджеты, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Типичные проблемы развития речи дошкольника:
В целом уровень речевого развития у современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной. В дошкольном образовании все педагоги пытаются внедрить новые идеи, формы и методы работы с детьми, чтобы детям было интересно, доступно, понятно и при этом решались развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Для меня такой формой работы для развития связной речи стал метод интеллект — карт. Метод интеллект — карт для развития связной речи у детей именно дошкольного возраста предложила кандидат педагогических наук Валентина Михайловна Акименко. Метод интеллект — карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению, осмыслению окружающего мира и развитию связной речи за счет составления описательных рассказов по карте. Новизна: Использование интеллект — карт является одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать познавательные и речевые способности дошкольников как дома и в детском саду, так в будущем и в школе. Освоить интеллект — карту способны дети с разными возможностями (возможность применения в группах с детьми с ОВЗ). Методическая и практическая ценность: Использование интеллект — карт является универсальным способом и доступна для детского восприятия. Её применение в деятельности помогает:
Интеллект — карты дети заполняют самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты (что, как, и где нарисовать), выбирают способ работы (рисунок — коллаж, условные обозначения и т.п.), у них формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать в команде, договариваться. Планируемый результат:
В качестве сопутствующих результатов внедрения опыта можно рассматривать:
Основная часть Представляю опыт работы по теме самообразования «Интеллект — карта как средство развития связной речи у дошкольников». Работать по данной теме начала в этом году. Такой данный метод стал для меня новой формой работы в речевом развитии детей и, как уже показала практика, формой достаточно эффективной. Я обратилась к этому методу потому, что на диагностическом этапе в начале учебного года я отметила у детей подготовительной группы следующие проблемы в развитии речи:
Кроме того, большинство детей активно делились своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой брались за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходило не оттого, что знания ребенка по данному вопросу были недостаточны, а потому что он не мог оформить их в связные речевые высказывания. Таким образом, возникла необходимость в поиске такого педагогического метода, который бы позволил максимально устранить данные недостатки речи. Метод «интеллект — карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект — карты". В мир дошкольных технологий, интеллект — карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Как это работает? Ученые выяснили, что умение человека находить решения в различных учебных и жизненных ситуациях связано не с количеством знаний в его голове, а с количеством связей между этими знаниями. Данный метод как раз направлен на то, чтобы создать это множество связей у ребёнка. На примере покажу общие требования к составлению интеллект — карты:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Своевременность. Интеллект–карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает; Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения. Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект — карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. В условиях реализации ФГОС использование интеллект — карты позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей, таких как: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, познавательная. Как я уже сказала, в своей педагогической практике применять интеллект — карты я начала с начала учебного года, с детьми 6-7 лет. Встал большой вопрос, как ввести в занятия карту, чтобы дети захотели ею пользоваться. На очередном утреннем круге в беседе по теме недели: что я знаю, что хочу узнать и где могу узнать, дети предложили зафиксировать это не письменно, а нарисовав на листе бумаги. Такой формат им понравился больше, тем более, что он был более доступен и понятен тем детям, кто еще не умеет читать. А в конце одного из занятий на тему «Овощи» дети сами нарисовали и наклеили картинки того, что они запомнили и что им было интересно. После чего мы сложили все картинки воедино, в центре обозначили тему и, получилась карта – схема. Так мы, потихоньку, познакомились с интеллект — картами и они прочно закрепились в деятельности детей не только в образовательном процессе, но и в режимных моментах (интеллект – карта «Правила группы») В речевом развитии я применяю её в трех последовательно друг за другом направлениях: - первое направление: сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект — карты в ходе обсуждения предмета или темы (утренний круг). Я или дети самостоятельно предлагают тему или проблему, которую хотели бы изучить. Создавая карту в данном варианте, мы выделяем главное слово (тему) и рисуем все, что знаем по этому вопросу, рисуем (клеим картинки) то, что еще хотим узнать. Получившийся рисунок, наглядно демонстрирует нам пробелы в наших знаниях по этой теме. Далее мы начинаем искать недостающую информацию. Каждой новой информацией мы дополняем нашу карту. Этот вариант создания карты стимулирует детей к самостоятельному творческому поиску, а главное, знания, полученные таким образом, становятся достоянием ребенка, лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде. Например: мы хотели бы составить карту по теме «Хлеб. Хлебобулочные изделия. Труд людей на полях». Что мы знаем о хлебе?
Что хотим узнать о хлебе?
Готовую карту предлагаю «прочесть» коллективно, либо индивидуально. Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими. - второе направление: закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект — карты может являться итоговой работой по изученным темам. Этот вариант создания интеллект — карты развивает у детей умение выделить главную мысль, вспомнить и рассказать изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической или проблемной теме, развивается способность составлять распространенные предложения и рассказ полностью. Пример: изучена проблемная тема (Правила группы)
- третье направление: развитие связной речи, составление и распространение предложений и рассказов по интеллект — карте. Рассказывая по интеллект — карте, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Для развития связной речи метод интеллект — карт можно использовать в разных вариантах, в зависимости от сложности работы с интеллект — картами и уровня развития детей. 1 вариант — дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект — карты, составленной педагогом. Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект — карты отвечают на вопросы полными предложениями. Повторное чтение рассказа. Пересказ. 2 вариант — дети с помощью педагога составляют интеллект-карту по заданному рассказу и пересказывают его. Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся большой чистый лист, расположенный горизонтально и в центре обозначается заголовок текста в виде напечатанного слова или картинки. Затем рассказ разбирается по частям и моделируется с помощью графических изображений, схем, рисунков, картинок (подготовленных заранее), далее воспроизводят рассказ по интеллектуальной карте. 3 вариант — дети самостоятельно составляют интеллект — карты по заданному рассказу с элементами сочинения, а затем пересказывают его. Я сейчас в своей работе перешла от первого ко второму варианту. Пример: на занятии по развитию речи прочитали рассказ В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Задание: пересказ.
В трех вариантах по использованию карт в развитии речи, в итоге составляется рассказ. Только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке, нарисованной самими детьми. В этом случае, разница, определённо, очевидна. Учите детей разработке интеллектуальных карт — они помогут им быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации сейчас и потом, формировать связные высказывания. Результативность: За очень недолгое время использования метода интеллект — карт, я вижу некоторую положительную динамику в развитии детей, в том числе и речевом: Приложение 1
С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные события, явления и факты. По их собственным словам, это отличный помощник, когда нужно запомнить и рассказать большой объем информации. Разработка интеллект — карт помогла нам решать простые логические операции: сравнивать, сопоставлять предметы, располагать в пространстве, количественно определять общие и отдельные части, анализировать, классифицировать предметы, устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому данный метод является отличным помощником в развитии мышления старших дошкольников, а следовательно, и связной речи. Интеллектуальная карта уникальна тем, что по одной лексической или проблемной теме в разных группах дети составляют разные интеллект — карты (подбирают свои картинки, символы, рисунки, которые они считают нужными). Благодаря тому, что карта разбита на блоки, карта хорошо запоминается. Метод интеллект — карты интересен, как воспоминание о проделанной работе. Интересно дополнить карту через некоторое время, объединив лексические темы, например: «Осень», «Деревья», «Птицы» и т.п. Пересмотр интеллектуальной карты через некоторое время помогает детям вспомнить все, что они знают по данной теме, а также увидеть новые направления, возникают идеи, появляется возможность дописать, дорисовать. Заключение Применение метода интеллект — карты в работе с детьми 6-7лет показало свою эффективность. Данная система работы с детьми оказалась результативной и способствующей развитию речевых, эмоциональных, коммуникативных способностей дошкольников. Итогом её использования стало развитие у воспитанников речевой инициативы в игре и общении, предпосылок грамотности, повышение уровня владения устной речью, построением речевого высказывания. Приложение 1 График результативности в подготовительной группе В диагностике приняли участие 20 детей
|