Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
Развитие речи у детей
Автор: Алла Ивановна Будякова   
29.08.2014 22:44

Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
Подготовила: Воспитатель ОКУЗ СДР Будякова А.И.
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста по¬зволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Человечество как будто заново откры¬ло его величайшую «тайну»: его слабость и несовершенство, по сути, явля¬ются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности.
Особый интерес представляет развитие речи маленьких детей. Вспом¬ним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребёнок про¬износит примерно 10 слов, в 2 года - 300-400 , а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 , и более слов. Ребёнок познаёт грамматический строй язы¬ка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложнопод-чиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы, их ко¬личество и т.д.
Было бы ошибкой предполагать, что всё это приходит к ребёнку спон¬танно, само собой. Решающие условия его жизни, т.е. общение, обучающие воздействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка.
Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, попадают в особые условия жизни. Здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограни¬чен, постоянно пребывание в коллективе, недостаточное общение со взрос¬лыми - все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей, отягощенных к тому же неблагоприятным анамнезом.
Дети в домах ребенка - это чаще всего дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, забо¬левания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность и т.п. Многие дети, поступающие из социально неблагоприятных семей, име¬ют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с небла¬гоприятным биологическим анамнезом.
Дети домов ребёнка быстро устают и возбуждаются, они трудно при¬выкают к новым людям. Их поведению свойственна неустойчивость эмоцио¬нального состояния. Замедленно развитие высших психических процессов -памяти, внимания, мышления, воображения, в результате чего страдает фор-мирование активной речи.
Поэтому самым важным в работе воспитателя дома ребенка является индивидуальное эмоциональное общение с каждым ребенком, удовлетворе¬ние потребности в новых разнообразных впечатлениях, двигательной актив¬ности, ярких положительных эмоциях.
Если между взрослым и ребенком устанавливается тесная, интимная связь, если ребенок чувствует любовь, тепло, ласку, он становится спокой¬ным и уверенным, доброжелательным, активным, контактным и самостоя¬тельным.
Я работаю с детьми в возрасте от 1.5 до 4-хлет. В группе 15 чело¬век. Это все дети, поступившие из социально неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблаго¬приятным биологическим анамнезом, что влечёт за собой перинатальное по¬вреждение ЦНС различной степени тяжести. В моей группе есть дети с син¬дромом двигательных нарушений, с гидроцефальным синдро¬мом, с эписиндромом. В поздний восстановительный период все синдромы ведут к задержке психического, статико-моторного и речевого развития.
Исследования проводила с группой детей в возрасте от 1,5 лет до 3 лет.
Для анализа эмоционального развития детей я использовала показатели, которые предлагает Л.Н.Павлова в своей книге «Раннее детство: ¬познавательное  развитие» К.Л.Печора в книге «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Чтобы определить, наделен ли ребенок указанными эмоцио-нальными качествами, я наблюдала за детьми в течение дня: как они играют, каким образом вступают в общение, как и на что реагируют, что их интересует, какими эмоциональными средствами выражают свою индивидуальность.
Исследование показало, что развитие эмоциональной сферы детей не¬достаточна, в течение дня эмоциональное состояние детей неуравновешенно, поведение детей характеризуется особой импульсивностью, повышенной возбудимостью, у них легко могут проявляться чувства гнева, агрессивного отношения к другим детям; не сформированы личностные качества: сочувст¬вие, жалость к другому лицу, стремление утешить другого, поделиться иг¬рушкой; при общении дети не пользуются активной речью, жестами, мими¬кой, эмоциональные реакции не достаточно яркие и разнообразные.
Малыш находится во власти своих чувств: эмоции возникают по лю¬бому поводу, поэтому я стараюсь в работе уделить особое внимание каждому ребенку, поддержать хорошее настроение в течение дня.
При организации занятий учитываю уровень развития детей а так же индивидуальные особенности каждого ребенка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков. Детям которые легко выполняют задания, и предлагаю задания более трудные, но чтобы они решались детьми самостоятельно. Другие дети ждут помощи, поэтому я ста¬раюсь их поддержать, поощрить во время занятия. Знания индивидуальных особенностей каждого ребенка группы помогает мне найти нужный подход во время занятий.
В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким .сочувствие к сверстника; ребенок адекватно реа¬гирует на оценку своих действий взрослим. Ярко проявляются познаватель¬ные интересы, которые малыш активно выражает при общении со взрослым, а так же первые волевые качества (стремление к результативности действий). Ребенок, сталкиваясь с трудностями, проявляет настойчивость, Хотя его дей¬ствия сопровождаются отрицательными эмоциями ( кряхтит, морщится, по¬хныкивает). В такие моменты я стараюсь ребенка поддержать, осторожно подсказать правильный способ действий, вызвать желание преодолеть за¬труднение, а не отказаться от попыток. Я стараюсь научить действиям, кото¬рые приведут к желаемому результату, поощрить возникающие положитель¬ные эмоции, научить получать удовлетворение от собственных самостоя¬тельных действий.
Для детей второго года жижи характерна обостренность восприятия. Ничто не проходит их внимания: животные, птицы, транспорт, игрушки, ук¬рашения на платье и др. Все это очень важно для малыша: мозг его получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобра¬зием: у них не только нет мотивов для учебной деятельности, но и отсутст¬вуют осознанные, произвольные действия, необходимые для обучения, а ус¬воение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного за¬поминания. В том возрасте заставить малыша быть внимательным нельзя, но заинтересовать можно многим. Поэтому все занятия я провожу в игровой форме так, чтобы вызвать у детей интерес к поставленной задаче, положи¬тельные эмоции. Игра позволяет ребенку запомнить то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было интересно.
Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение ок¬ружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крику отрицательно влияют на поведение малыша. Конфликт¬ная, тревожная, неблагоприятная атмосфера обычно способствует формиро-ванию у малыша повышенной тревожности, фиксацией на отрицательных эмоциональных состояниях, раздражительности, что приводит к задержке и деформации развития.
В условиях дома ребенка зависимость малышей от взрослых очень ве¬лика. Поэтому мы стараемся создать в группе атмосферу положительного эмоционального климата, при котором каждый ребенок чувствует заботу о себе, внимание и любовь. Дети домов ребенка, обделенные любовью матери, нуждаются в ласковом обращении, интимном контакте, нежных прикоснове¬ниях. Поэтому важнее значение имеют игры направленные на установление тесного эмоционально-цепового контакта, которые я провожу на всех заняти¬ях. Такие игры лучше проводить с малышом на полу или держа ребенка на руках, на коленях, ласково обнимая, поглаживая ручки, ножки, пальчики ма¬лыша. Это могу быть игры с потешками («Еду, еду, к бабе, к деду», «Ох ты, моя девочка, золотая белочка», «Водичка водичка, умой мое личико»): игры колыбельные («Спи, моя радость, усни!»); Игры с зеркалом («Кто у нас такой пригожий?»); Игры с прятаньем («Где же, где же наша детка?») и др.
Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие спокойные руки, и мягкий., ласковый голос взрослого. Я, общаюсь с ребен¬ком, стараюсь нести тепло и ласку, говорить со сменой интонации и мимики. Мимика, движение являются непосредственным выражением внутреннего состояния чувств человека. Интонация человеческого голоса передает эмо¬циональное отношение людей к смыслу произносимых ими слов. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональным настрой, легко их улавливают и заражаются та¬ким же настроением.
Детям очень нравится, когда я пою песни. Пение для детей позволяет создать для детей определенный эмоциональный настрой - приподнятый, ра¬достный, или. напротив спокойный, умиротворенный; установить тесный контакт между ребенком и взрослым.
Речь взрослого должна быть образцом для подражания. Поэтому я ста¬раюсь говорить с детьми неторопливо, отчетливо, выразительно, четко отде¬ляя одно слово от другого паузой, не пользоваться только упрощенными предложениями. Но главное в общении ребенка со взрослым простота, ис¬кренность, задушевность- Доброжелательность в сочетании с разумной тре¬бовательностью ласковость в сочетании со сдержанностью, становится на¬правляющими силами воспитателя. Все это вызывает у ребенка чувство за¬щищенности спокойствия.
Общаясь со взрослыми, дети учатся у них правильно реагировать на явления и события окружающей жизни, эмоционально откликаются на раз¬личные ситуации.
Развитие речи детей 2-го года жизни зависит от эмоционального со¬трудничества взрослого и ребенка. В условиях дома ребенка, где развитие речи довольно часто затрудняется, особенно важно установить тесный кон¬такт, поднять эмоциональное состояние детей.
Поэтому занятия по развитию речи я провожу из двух частей. Первая часть занятий направлена на установление тесного эмоционально-делового контакта взрослого и ребенка. В ней я учитываю основные пути развития эмоций.
Пути развития эмоций
|
|
Эмоционально-деловой контакт взрослого с ребенком
|                |
Музыка        Сюрпризный момент
|                           |
Фольклорные игры    Игры, развивающие движение кисти
|
Подвижная игра с речевым сопровождением

Вторая часть занятия направлена на речевое развитие и решает основ¬ные задачи занятия.
Занятия, построенные таким образом, не только постепенно формиру¬ют речь ребенка, но и помогают ему установить контакт с воспитателем, ре¬бенок чувствует себя более уверенным, проявляет активный эмоциональный интерес к занятиям, становится более внимательным, сосредоточенным, ярко проявляет свои эмоции, использует мимику, жесты, эмоционально окрашен¬ные возгласы при общении со взрослым.
В условиях дома ребенка очень важно, чтобы дети получали достаточ¬но впечатлений, чтобы жизнь малышей была наполнена яркими интересными событиями. Потому в течение дня мы проводим с детьми игры-развлечения, подвижные игры, игры с использованием музыки и муз. инструментов. В группе мы создаем все условия для удовлетворения и укрепления самой есте¬ственной потребности ребенка в разнообразной деятельности: смотреть, дви¬гаться, слушать, заниматься игрушками. В процессе активной деятельности происходит всестороннее развитие ребенка. Он все шире и глубже знакомит-ся с окружающим его миром. А в результате происходит формирование положительных эмоций, ребенок самоутверждается в своих возможностях. Ли¬шение возможности ребенка двигаться, заниматься каким-либо интересным предметом, вызывает у него чувство скуки, огорчение и развитие эмоций за¬тормаживается.
Дети второго года жизни обожают прятаться, играть в догонялки, в иг¬ры, сопровождающиеся рифмованными текстами. На занятиях по развитию речи я провожу подвижные игры в сопровождении песенок, полешек и стихотворений, которые способствуют развитию эмоционального взаимо-действию ребенка со взрослым и с другими детьми, развивает умение слу¬шать и соотносить свои движения со словами песенки или потешки. Таким образом развивается понимание речи, формируется регулирующая функция речи, происходит развитие непроизвольной памяти. Это могут быть такие игры, как: «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бегали по до¬рожке», « Зайка беленький сидит и ушами шевелит».
Дети раннего возраста особо чувствительно воспринимают все неиз¬вестное, потому на занятиях я провожу игры связанные с сюрпризным мо¬ментом. Неожиданное появление какой-либо новой, яркой игрушки вызыва¬ет у детей восторг, радость, интерес, желание еще раз пережить это состоя¬ние. Детям второго года жизни очень нравятся заводные музыкальные иг-рушки: их перемещение в пространстве, звуковое сопровождение.
Музыка также вызывает у детей положительные эмоции, развивает эс¬тетическое восприятие. Музыка - один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческому чувству. Для эмоционального пережива¬ния маленьким ребенком музыки не достаточно, чтобы она была фоном. Му-зыка должна стать еще одним средством общения с детьми. Дети всегда должны видеть, что для взрослого музыка несет содержание, что вы вспомо¬гательные к ней, что она рождает определенный эмоциональный отклик.
Произведения народного творчества заключают в себе большие по¬этические ценности. Малышам очень нравится ритм, рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные об¬ращения, игровые приемы потешек, песенок, прибауток. Стихи, прибаутки, поговорки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую и рече¬вую среду, которая благоприятствует освоению языка, развитию восприим¬чивости к звучанию художественного слова, помогает воспитателю устано¬вить с ребенком в начале эмоциональный контакт, а затем и эмоциональное общение. В текстах потешек очень много слов, приближенных к детской ре-чи: киса, зайка, петя, что облегчает понимание текста ребенком. Кроме того большинство потешек построены в форме диалогов, этим они близки к раз¬говорной речи, более легкой для восприятия. И, наконец, потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание.
Потешки ценны не только потому, что доступны для восприятия ма¬ленького ребенка. Еще одно качество потешек, наличие большого количество ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чув¬ства рифмы, развитию фонематического слуха. Словом, потешки-готовые образцы речи, доступные детям, помогающие развитию речи и способст¬вующие формированию эмоциональной среды маленьких детей.
На занятиях по развитию речи я использую в играх с малышами такие потешки, как : «Петушок, петушок», «Тили-бом! Тили-бом!», «Вышла ки¬сонька на мост» и др.
Игры, развивающие движения кисти рук также способствует разви¬тию речи детей и установления эмоционального контакта взрослого и ребен¬ка. Талантливые люди из народа создавали такие детские потешки, как «Ла¬душка», «Сорока» и др., в которых мама заставляет работать пальцы ребенка. Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев, как речедвигательного органа. Тренировка таких движений пальцев рук стиму¬лирует и речедвижение. Поэтому на занятиях по развитию речи я использую игры, которые предусматривают соединения движения пальцев с речью: «Пальчик-мальчик, где ты был?», « Иваку-большаку-дрова рубить», «Паль¬чик о пальчик тук да тук» и др.
Раннее соприкосновение с народным творчеством, с людьми, способ¬ными пробудить в душе эмоциональный отклик на ритм, музыкальность, об¬разность, поэтичность стихотворений обогащают чувства ребенка понимани¬ем добра, ласки, тепла.
Способность чувствовать и переживать необходима человеку. Задача взрослых - сохранять и развивать в детях эту способность к живому эмоцио¬нальному переживанию, беречь её и направлять. И.Гофф написал метко: «Нельзя объяснять чувства - надо их показывать». Поэтому только человек с доброй, нежной душой, богатым духовным миром, с эстетическим вкусом, умением видеть в этой жизни прекрасное способен развивать в малышах эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности.
В своей группе я стараюсь научить маленьких детей чувствовать, понимать, воспринимать все то прекрасное, что есть в жизни. Пусть не надолго,
но я стараюсь заменить малышам маму: добрую, ласковую, понимающую, и
они отвечают мне любовью и привязанностью. А это самый главный итог
моей работы.
В ходе своей работы я пришла к вводу, что формирование эмоцио¬нальной сферы маленьких детей в доме ребенка является одной из основных задач воспитания. Запаздывание в развитии эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств и как факт - к задержки в развитии речи.
Второй год жизни - это сензитивный период развития речи. Важную роль играют специальные занятия, способствующие расширению понимания речи взрослого, формированию активного словаря ребенка, развитию позна¬вательной активности.
Результаты моего исследования показали, что занятия по развитию ре¬чи достигнут своей цели, если они будут построены таким образом, чтобы в них учитывались основные пути развития эмоциональной сферы детей.
В результате проведенных занятий показатели развития речи значи¬тельно выросли. Если в сентябре дети произносили отдельные слоги, пользо¬вались лепетом, в декабре легко подражали новым слогам, произносили от¬дельные облегченные слова, то в марте в их активном словаре уже есть не¬сколько облегченных слов, а запас понимаемых слов быстро расширяется.
Уровень развития речи зависит от уровня развития эмоций: чем выше уровень развития эмоций - тем выше уровень развития речи.
Поэтому главными задачами в развитии речи маленьких детей в доме ребенка будут: поддержание эмоционально-положительного состояние детей, расширение чувствительного опыта, накопление ярких новых впечатлений, развитие познавательных эмоций.

Литература:
1.Фрухт Э. Л., Ямпольская Р.В. «Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка»
М: «Просвещение» 1989 г.
2.Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г. «Раннее детство: познавательное развитие»
М: «Мозаика-синтез», 2002 г.
3.Печора К. Л., «Дети раннего возраста дошкольных учреждений»
М: «Гуманит. Издательский центр» ВЛАДОС, 2002 г.
4. Гербова В.В., Казакова Р.Г. «Воспитание и развитие детей раннего возраста»
М: «Просвещение», 1981 г.
5.    Павлова Л. Н. «Раннее детство» развитие речи и мышления»
М: «Мозаика-синтез», 2000 г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год