Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка» Подготовила: Воспитатель ОКУЗ СДР Будякова А.И. Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста по¬зволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Человечество как будто заново откры¬ло его величайшую «тайну»: его слабость и несовершенство, по сути, явля¬ются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Особый интерес представляет развитие речи маленьких детей. Вспом¬ним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребёнок про¬износит примерно 10 слов, в 2 года - 300-400 , а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 , и более слов. Ребёнок познаёт грамматический строй язы¬ка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложнопод-чиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы, их ко¬личество и т.д.
Было бы ошибкой предполагать, что всё это приходит к ребёнку спон¬танно, само собой. Решающие условия его жизни, т.е. общение, обучающие воздействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, попадают в особые условия жизни. Здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограни¬чен, постоянно пребывание в коллективе, недостаточное общение со взрос¬лыми - все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей, отягощенных к тому же неблагоприятным анамнезом. Дети в домах ребенка - это чаще всего дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, забо¬левания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность и т.п. Многие дети, поступающие из социально неблагоприятных семей, име¬ют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с небла¬гоприятным биологическим анамнезом. Дети домов ребёнка быстро устают и возбуждаются, они трудно при¬выкают к новым людям. Их поведению свойственна неустойчивость эмоцио¬нального состояния. Замедленно развитие высших психических процессов -памяти, внимания, мышления, воображения, в результате чего страдает фор-мирование активной речи. Поэтому самым важным в работе воспитателя дома ребенка является индивидуальное эмоциональное общение с каждым ребенком, удовлетворе¬ние потребности в новых разнообразных впечатлениях, двигательной актив¬ности, ярких положительных эмоциях. Если между взрослым и ребенком устанавливается тесная, интимная связь, если ребенок чувствует любовь, тепло, ласку, он становится спокой¬ным и уверенным, доброжелательным, активным, контактным и самостоя¬тельным. Я работаю с детьми в возрасте от 1.5 до 4-хлет. В группе 15 чело¬век. Это все дети, поступившие из социально неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблаго¬приятным биологическим анамнезом, что влечёт за собой перинатальное по¬вреждение ЦНС различной степени тяжести. В моей группе есть дети с син¬дромом двигательных нарушений, с гидроцефальным синдро¬мом, с эписиндромом. В поздний восстановительный период все синдромы ведут к задержке психического, статико-моторного и речевого развития. Исследования проводила с группой детей в возрасте от 1,5 лет до 3 лет. Для анализа эмоционального развития детей я использовала показатели, которые предлагает Л.Н.Павлова в своей книге «Раннее детство: ¬познавательное развитие» К.Л.Печора в книге «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Чтобы определить, наделен ли ребенок указанными эмоцио-нальными качествами, я наблюдала за детьми в течение дня: как они играют, каким образом вступают в общение, как и на что реагируют, что их интересует, какими эмоциональными средствами выражают свою индивидуальность. Исследование показало, что развитие эмоциональной сферы детей не¬достаточна, в течение дня эмоциональное состояние детей неуравновешенно, поведение детей характеризуется особой импульсивностью, повышенной возбудимостью, у них легко могут проявляться чувства гнева, агрессивного отношения к другим детям; не сформированы личностные качества: сочувст¬вие, жалость к другому лицу, стремление утешить другого, поделиться иг¬рушкой; при общении дети не пользуются активной речью, жестами, мими¬кой, эмоциональные реакции не достаточно яркие и разнообразные. Малыш находится во власти своих чувств: эмоции возникают по лю¬бому поводу, поэтому я стараюсь в работе уделить особое внимание каждому ребенку, поддержать хорошее настроение в течение дня. При организации занятий учитываю уровень развития детей а так же индивидуальные особенности каждого ребенка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков. Детям которые легко выполняют задания, и предлагаю задания более трудные, но чтобы они решались детьми самостоятельно. Другие дети ждут помощи, поэтому я ста¬раюсь их поддержать, поощрить во время занятия. Знания индивидуальных особенностей каждого ребенка группы помогает мне найти нужный подход во время занятий. В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким .сочувствие к сверстника; ребенок адекватно реа¬гирует на оценку своих действий взрослим. Ярко проявляются познаватель¬ные интересы, которые малыш активно выражает при общении со взрослым, а так же первые волевые качества (стремление к результативности действий). Ребенок, сталкиваясь с трудностями, проявляет настойчивость, Хотя его дей¬ствия сопровождаются отрицательными эмоциями ( кряхтит, морщится, по¬хныкивает). В такие моменты я стараюсь ребенка поддержать, осторожно подсказать правильный способ действий, вызвать желание преодолеть за¬труднение, а не отказаться от попыток. Я стараюсь научить действиям, кото¬рые приведут к желаемому результату, поощрить возникающие положитель¬ные эмоции, научить получать удовлетворение от собственных самостоя¬тельных действий. Для детей второго года жижи характерна обостренность восприятия. Ничто не проходит их внимания: животные, птицы, транспорт, игрушки, ук¬рашения на платье и др. Все это очень важно для малыша: мозг его получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобра¬зием: у них не только нет мотивов для учебной деятельности, но и отсутст¬вуют осознанные, произвольные действия, необходимые для обучения, а ус¬воение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного за¬поминания. В том возрасте заставить малыша быть внимательным нельзя, но заинтересовать можно многим. Поэтому все занятия я провожу в игровой форме так, чтобы вызвать у детей интерес к поставленной задаче, положи¬тельные эмоции. Игра позволяет ребенку запомнить то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было интересно. Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение ок¬ружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крику отрицательно влияют на поведение малыша. Конфликт¬ная, тревожная, неблагоприятная атмосфера обычно способствует формиро-ванию у малыша повышенной тревожности, фиксацией на отрицательных эмоциональных состояниях, раздражительности, что приводит к задержке и деформации развития. В условиях дома ребенка зависимость малышей от взрослых очень ве¬лика. Поэтому мы стараемся создать в группе атмосферу положительного эмоционального климата, при котором каждый ребенок чувствует заботу о себе, внимание и любовь. Дети домов ребенка, обделенные любовью матери, нуждаются в ласковом обращении, интимном контакте, нежных прикоснове¬ниях. Поэтому важнее значение имеют игры направленные на установление тесного эмоционально-цепового контакта, которые я провожу на всех заняти¬ях. Такие игры лучше проводить с малышом на полу или держа ребенка на руках, на коленях, ласково обнимая, поглаживая ручки, ножки, пальчики ма¬лыша. Это могу быть игры с потешками («Еду, еду, к бабе, к деду», «Ох ты, моя девочка, золотая белочка», «Водичка водичка, умой мое личико»): игры колыбельные («Спи, моя радость, усни!»); Игры с зеркалом («Кто у нас такой пригожий?»); Игры с прятаньем («Где же, где же наша детка?») и др. Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие спокойные руки, и мягкий., ласковый голос взрослого. Я, общаюсь с ребен¬ком, стараюсь нести тепло и ласку, говорить со сменой интонации и мимики. Мимика, движение являются непосредственным выражением внутреннего состояния чувств человека. Интонация человеческого голоса передает эмо¬циональное отношение людей к смыслу произносимых ими слов. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональным настрой, легко их улавливают и заражаются та¬ким же настроением. Детям очень нравится, когда я пою песни. Пение для детей позволяет создать для детей определенный эмоциональный настрой - приподнятый, ра¬достный, или. напротив спокойный, умиротворенный; установить тесный контакт между ребенком и взрослым. Речь взрослого должна быть образцом для подражания. Поэтому я ста¬раюсь говорить с детьми неторопливо, отчетливо, выразительно, четко отде¬ляя одно слово от другого паузой, не пользоваться только упрощенными предложениями. Но главное в общении ребенка со взрослым простота, ис¬кренность, задушевность- Доброжелательность в сочетании с разумной тре¬бовательностью ласковость в сочетании со сдержанностью, становится на¬правляющими силами воспитателя. Все это вызывает у ребенка чувство за¬щищенности спокойствия. Общаясь со взрослыми, дети учатся у них правильно реагировать на явления и события окружающей жизни, эмоционально откликаются на раз¬личные ситуации. Развитие речи детей 2-го года жизни зависит от эмоционального со¬трудничества взрослого и ребенка. В условиях дома ребенка, где развитие речи довольно часто затрудняется, особенно важно установить тесный кон¬такт, поднять эмоциональное состояние детей. Поэтому занятия по развитию речи я провожу из двух частей. Первая часть занятий направлена на установление тесного эмоционально-делового контакта взрослого и ребенка. В ней я учитываю основные пути развития эмоций. Пути развития эмоций | | Эмоционально-деловой контакт взрослого с ребенком | | Музыка Сюрпризный момент | | Фольклорные игры Игры, развивающие движение кисти | Подвижная игра с речевым сопровождением
Вторая часть занятия направлена на речевое развитие и решает основ¬ные задачи занятия. Занятия, построенные таким образом, не только постепенно формиру¬ют речь ребенка, но и помогают ему установить контакт с воспитателем, ре¬бенок чувствует себя более уверенным, проявляет активный эмоциональный интерес к занятиям, становится более внимательным, сосредоточенным, ярко проявляет свои эмоции, использует мимику, жесты, эмоционально окрашен¬ные возгласы при общении со взрослым. В условиях дома ребенка очень важно, чтобы дети получали достаточ¬но впечатлений, чтобы жизнь малышей была наполнена яркими интересными событиями. Потому в течение дня мы проводим с детьми игры-развлечения, подвижные игры, игры с использованием музыки и муз. инструментов. В группе мы создаем все условия для удовлетворения и укрепления самой есте¬ственной потребности ребенка в разнообразной деятельности: смотреть, дви¬гаться, слушать, заниматься игрушками. В процессе активной деятельности происходит всестороннее развитие ребенка. Он все шире и глубже знакомит-ся с окружающим его миром. А в результате происходит формирование положительных эмоций, ребенок самоутверждается в своих возможностях. Ли¬шение возможности ребенка двигаться, заниматься каким-либо интересным предметом, вызывает у него чувство скуки, огорчение и развитие эмоций за¬тормаживается. Дети второго года жизни обожают прятаться, играть в догонялки, в иг¬ры, сопровождающиеся рифмованными текстами. На занятиях по развитию речи я провожу подвижные игры в сопровождении песенок, полешек и стихотворений, которые способствуют развитию эмоционального взаимо-действию ребенка со взрослым и с другими детьми, развивает умение слу¬шать и соотносить свои движения со словами песенки или потешки. Таким образом развивается понимание речи, формируется регулирующая функция речи, происходит развитие непроизвольной памяти. Это могут быть такие игры, как: «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бегали по до¬рожке», « Зайка беленький сидит и ушами шевелит». Дети раннего возраста особо чувствительно воспринимают все неиз¬вестное, потому на занятиях я провожу игры связанные с сюрпризным мо¬ментом. Неожиданное появление какой-либо новой, яркой игрушки вызыва¬ет у детей восторг, радость, интерес, желание еще раз пережить это состоя¬ние. Детям второго года жизни очень нравятся заводные музыкальные иг-рушки: их перемещение в пространстве, звуковое сопровождение. Музыка также вызывает у детей положительные эмоции, развивает эс¬тетическое восприятие. Музыка - один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческому чувству. Для эмоционального пережива¬ния маленьким ребенком музыки не достаточно, чтобы она была фоном. Му-зыка должна стать еще одним средством общения с детьми. Дети всегда должны видеть, что для взрослого музыка несет содержание, что вы вспомо¬гательные к ней, что она рождает определенный эмоциональный отклик. Произведения народного творчества заключают в себе большие по¬этические ценности. Малышам очень нравится ритм, рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные об¬ращения, игровые приемы потешек, песенок, прибауток. Стихи, прибаутки, поговорки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую и рече¬вую среду, которая благоприятствует освоению языка, развитию восприим¬чивости к звучанию художественного слова, помогает воспитателю устано¬вить с ребенком в начале эмоциональный контакт, а затем и эмоциональное общение. В текстах потешек очень много слов, приближенных к детской ре-чи: киса, зайка, петя, что облегчает понимание текста ребенком. Кроме того большинство потешек построены в форме диалогов, этим они близки к раз¬говорной речи, более легкой для восприятия. И, наконец, потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание. Потешки ценны не только потому, что доступны для восприятия ма¬ленького ребенка. Еще одно качество потешек, наличие большого количество ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чув¬ства рифмы, развитию фонематического слуха. Словом, потешки-готовые образцы речи, доступные детям, помогающие развитию речи и способст¬вующие формированию эмоциональной среды маленьких детей. На занятиях по развитию речи я использую в играх с малышами такие потешки, как : «Петушок, петушок», «Тили-бом! Тили-бом!», «Вышла ки¬сонька на мост» и др. Игры, развивающие движения кисти рук также способствует разви¬тию речи детей и установления эмоционального контакта взрослого и ребен¬ка. Талантливые люди из народа создавали такие детские потешки, как «Ла¬душка», «Сорока» и др., в которых мама заставляет работать пальцы ребенка. Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев, как речедвигательного органа. Тренировка таких движений пальцев рук стиму¬лирует и речедвижение. Поэтому на занятиях по развитию речи я использую игры, которые предусматривают соединения движения пальцев с речью: «Пальчик-мальчик, где ты был?», « Иваку-большаку-дрова рубить», «Паль¬чик о пальчик тук да тук» и др. Раннее соприкосновение с народным творчеством, с людьми, способ¬ными пробудить в душе эмоциональный отклик на ритм, музыкальность, об¬разность, поэтичность стихотворений обогащают чувства ребенка понимани¬ем добра, ласки, тепла. Способность чувствовать и переживать необходима человеку. Задача взрослых - сохранять и развивать в детях эту способность к живому эмоцио¬нальному переживанию, беречь её и направлять. И.Гофф написал метко: «Нельзя объяснять чувства - надо их показывать». Поэтому только человек с доброй, нежной душой, богатым духовным миром, с эстетическим вкусом, умением видеть в этой жизни прекрасное способен развивать в малышах эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности. В своей группе я стараюсь научить маленьких детей чувствовать, понимать, воспринимать все то прекрасное, что есть в жизни. Пусть не надолго, но я стараюсь заменить малышам маму: добрую, ласковую, понимающую, и они отвечают мне любовью и привязанностью. А это самый главный итог моей работы. В ходе своей работы я пришла к вводу, что формирование эмоцио¬нальной сферы маленьких детей в доме ребенка является одной из основных задач воспитания. Запаздывание в развитии эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств и как факт - к задержки в развитии речи. Второй год жизни - это сензитивный период развития речи. Важную роль играют специальные занятия, способствующие расширению понимания речи взрослого, формированию активного словаря ребенка, развитию позна¬вательной активности. Результаты моего исследования показали, что занятия по развитию ре¬чи достигнут своей цели, если они будут построены таким образом, чтобы в них учитывались основные пути развития эмоциональной сферы детей. В результате проведенных занятий показатели развития речи значи¬тельно выросли. Если в сентябре дети произносили отдельные слоги, пользо¬вались лепетом, в декабре легко подражали новым слогам, произносили от¬дельные облегченные слова, то в марте в их активном словаре уже есть не¬сколько облегченных слов, а запас понимаемых слов быстро расширяется. Уровень развития речи зависит от уровня развития эмоций: чем выше уровень развития эмоций - тем выше уровень развития речи. Поэтому главными задачами в развитии речи маленьких детей в доме ребенка будут: поддержание эмоционально-положительного состояние детей, расширение чувствительного опыта, накопление ярких новых впечатлений, развитие познавательных эмоций.
Литература: 1.Фрухт Э. Л., Ямпольская Р.В. «Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка» М: «Просвещение» 1989 г. 2.Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г. «Раннее детство: познавательное развитие» М: «Мозаика-синтез», 2002 г. 3.Печора К. Л., «Дети раннего возраста дошкольных учреждений» М: «Гуманит. Издательский центр» ВЛАДОС, 2002 г. 4. Гербова В.В., Казакова Р.Г. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» М: «Просвещение», 1981 г. 5. Павлова Л. Н. «Раннее детство» развитие речи и мышления» М: «Мозаика-синтез», 2000 г.
|