Консультация для родителей «Особенности развития речи у детей 2-3 лет» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Панафутина Анастасия Юрьевна Цветцих Юлия Алексеевна | |||
21.10.2024 22:56 | |||
Консультация для родителей «Особенности развития речи у детей 2-3 лет» До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи. После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук «Р». Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Важно то, о чем говорят с ребенком, он мог видел, слышать и, по возможности, действовать. Расширение его личного опыта, обогащение его представлений, обогащение его восприятия внешнего мира происходит через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? К концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал. С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения. На третьем году жизни развивается мышление и восприятие, ребёнок учится сравнивать и группировать предметы, он уже способен внимательно слушать и понимать небольшие рассказы и сказки, он всё время что-то хочет узнать. Всё это – отличная платформа для развития активной речи ребёнка. Речь – является средством передачи и получения информации, усвоения общественных норм. В возрасте от 2 до 3 лет является сенситивным периодом для развития речи. В этот период речь развивается так активно, как ни в каком другом возрасте. У малыша должны появиться новые звуки, которые раньше вызывали трудности в произношении, хотя он все ещё заменяет твердые звуки мягкими. Это происходит из-за пока слаборазвитых мышц, участвующих в звукопроизношении. Специальные речевки и чистоговорки способствуют более быстрому укреплению мышц и правильному развитию звуковой культуры речи. В возрасте около 3 лет в словаре малыша появляются слова-обобщения, но только те, что обозначают знакомые предметы. После 2 лет малыш начинает отражать в речи всё, что увидел, а особенно то, что его впечатлило. Появляется описательная речь. Важно рассматривать вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждать их, придумывать небольшие рассказы. При этом использовать образец правильной речи
|