Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Николаева Ольга Евгеньевна | |||
19.10.2024 20:04 | |||
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Цель:
Оборудование: серия сюжетных картинок, карточки для составления плана рассказа, фонограмма с записью птичьих голосов, разноцветные силуэты птиц, атрибуты в виде птиц для дыхательной гимнастики, лазерная указка.
Предварительная работа: беседа по теме «Птицы, живущие в городе», занятие по теме «Есть газеты и журналы, чтоб ребята много знали»; составление рассказов по схеме, лексические упражнения на использование прилагательных, глаголов в речи, работа над дикцией, игры «Что сначала, что потом», «Когда это бывает?». Ход занятия: I. Вводная часть 1. Организационный момент. Сообщение темы занятия. - Сегодня, ребята, мы с вами превратимся в журналистов и напишем заметку в газету про один очень интересный случай. 2. Беседа по теме: - Что такое заметка? - Кто такой журналист? - Что должен уметь журналист? II. Основная часть 1. Слушание фонограммы с голосом птицы. - Писать заметку нам предстоит про одну птицу, которая живет в городе. Давайте с вами вспомним названия птиц, которых мы видим в городе. А чтобы точно знать, о какой птице идет речь, давайте послушаем ее голос. 2. Дыхательная гимнастика. Чтобы правильно говорить, нужно знать не только слова, но и уметь правильно дышать. Давайте вместе потренируемся и сделаем дыхательную гимнастику. «Мы птички» Мы птички, мы птички, Мы веселые птички, Мы на веточках сидели, Ветер дунул -полетели. Дети говорят четверостишье, набираю воздух и медленно выпускают его через губы, сложенные трубочкой, направляя воздух на птичек. Повторить 4-5 раз. 3. Рассматривание картинок и составление описательного рассказа по каждой картинке отдельно. Рассматривание каждой картинки по отдельности, в процессе рассматривания дети отвечают на вопросы. - Что мы видим на картинке? - Какая погода на улице? - Что ворона делает с зонтом? - Какое имя можно дать девочке? - Что делает девочка на улице? -Для чего вороне нужен был зонт? - Какое время года и почему? 4. Физминутка. «Грачи» На этой неделе грачи прилетели. ( «летят» по кругу) Хоть трудна была дорога, (останавливаются) Старший грач прикрикнул строго: (грозят пальчиком) «За работу! Дела много! (повороты туловища) Помни сам, других учи, Да по-настоящему: (машут крыльями) Наши черные грачи ( «летают» по кругу) Птицы работящие! 5. Составление рассказа по серии картинок. - А теперь давайте расставим картинки по порядку, чтобы получилась интересная заметка. - Как вы думаете, что происходило раньше, что потом?
Дети на доске расставляют картинки в правильной последовательности. Вместе с воспитателем составляют коллективный рассказ. Вопросы по ходу составления рассказа: - Какая погода на улице? - Что делает девочка? - Как можно назвать девочку? - Что произошло с зонтом? Почему? - Кого мы видим рядом с зонтом? - Что сделала ворона с зонтом? - Как оказались птенцы в зонте? - Во что ворона превратила в зонт? - Что сделала ворона, чтобы зонт стал гнездом? 6. Подбор названия для рассказа. -У каждого рассказа, заметки должно быть название, давайте и мы придумаем. Дети предлагают варианты названия заметки ( «Интересный случай», «Необычное гнездо», «Умная ворона» и др.) 7. 3рительная гимнастика. «Найди птичку» Разноцветные силуэты птиц развешаны по группе, по заданию воспитателя дети находят птицу определенного цвета (воспитатель помогает c помощью лазерной указки). 8. Составление плана рассказа с помочью карточек. Рассказывание детьми рассказа. Дети садятся за столы и на заранее приготовленных карточках схематически изображают рассказ. Воспитатель читает рассказ, дети с помощью рисунков изображают рассказ. Слушание рассказов нескольких детей. III. Заключительная часть 1. Итог занятия: - Как вы думаете, интересная у вас получилась заметка? - Что вам понравилось больше всего? - Что было труднее всего? - Над чем еще нужно поработать? 2. Релаксационная пауза «Дятел» Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом, (похлопывают ладонями по спине) Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Долбит дятел крепкий сук. (постукивают по спине кулаками) Клювом, клювом он стучит, Дятел ствол уже долбит. (поколачивают пальцами по спине) Дятел в дуб все стук да стук, Дуб скрипит: «Что там за стук?» (постукивают по спине ребрами ладоней) Дятел клювом постучал, (постукивают собранными в «клювик» пальцами) Постучал и замолчал, Потому что он устал. (поглаживают спину ладонями) Как зонт превратился в гнездо (текст к составлению рассказа) Стояла дождливая пасмурная погода. Ксюше не сиделось дома. Она взяла большой зонт и вышла прогуляться. Погода ухудшилась. Дождь полил ещё сильнее. Вдруг налетел ветер, выхватил из рук девочки зонт и помчал его ввысь. Ксюша так и не смогла догнать зонт. Мимо пролетала ворона. Она увидела зонт, который кружился в воздухе. Птица уцепилась за него лапами и втащила на дерево. Ворона натаскала в зонтик солому, веточки, мох, и у неё получилось уютное гнёздышко. Весной в нём вывелись замечательные горластые воронята. Они всё время хотели есть. Ворона не успевала приносить птенцам червячков. Вот так зонтик стал новым домиком для счастливого семейства. Интересный случай (составленный рассказ на занятии) Однажды Маша пошла гулять. Шел сильный дождь. Девочка открыла зонт, чтобы не намокнуть. Подул сильный ветер и зонт вырвало из рук Маши. Мимо пролетала ворона. Она схватила зонт и унесла. Ворона втащила зонт на ветку. Она натаскала в зонт веточки, солому, мох. У вороны получилось уютное гнездышко. Весной в нем вывелись замечательные птенцы.
|