РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СИНКВЕЙНА |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Скопенко Алёна Владимировна Кубарева Любовь Сергеевна | |||
14.10.2024 19:52 | |||
РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СИНКВЕЙНА Авторы: учитель-дефектолог Скопенко Алёна Владимировна, воспитатель Кубарева Любовь Сергеевна МБОУ СОШ № 2 г. Озёры Практика показывает, что образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей дошкольного возраста существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, а также использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции. Поэтому, как никогда, актуальной, сегодня является проблема развития речи ребенка и мышления ребенка, так как эти два процесса тесно связаны. И одним из эффективных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения — дидактического синквейна. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии. Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом. Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать? Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. В рамках реализации проекта «Я и мои друзья по строкам синквейна» мы разработали схемы написания синквейна на тему дружбы. Подводя итоги, хочется отметить, что составить синквейн получается увсех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять его весело илегко! Главное начать и все обязательно получится. Дети, которые не умеютчитать, устно составляют синквейн с помощью вопросительных слов: о ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящихвопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и поопределенному алгоритму создают свои устные нерифмованныестихотворения. Чем выше уровень речевого развития ребенка, теминтереснее получаются синквейн. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности. Литература
|