«Возможности сказки в развитии речи и навыков продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кадырова Роза Ривгатовна Конкашева Аида Аскаровна Карькова Ольга Михайловна | |||
10.10.2024 20:33 | |||
«Возможности сказки в развитии речи и навыков продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад № 181» г.о. Самара
Из опыта работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со сказкой, как средством развития речи и творческих способностей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Русская народная сказка здесь выступает в роли универсального средства развития творчества. Но в последние десятилетия наблюдается снижение интереса к чтению как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры и уровня речевого развития дошкольников. Педагоги дошкольных образовательных учреждений озобочены, тем, каким образом сформировать у дошкольников интерес к чтению и, как следствие, создать условия для формирования связной речи, путем использования литературных произведений (сказок).
Для решения этой проблемы, в рамках инновационной технологии, нами была выбрана работа над проектом «Наши любимые сказки». На начальном этапе реализации проекта проведено анкетирование родителей по теме «Сказка в жизни вашего ребенка». Целью которого было определить отношение родителей к семейному чтению. Анкетирование подтвердило актуальность проблемы и показало, что родители уделяют мало внимания чтению. Не читают и детям и сами не читают. В ходе работы над проектом мы использовали метод продуктивной деятельности. Продуктивная деятельность в детском саду — это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. Занятия продуктивной деятельностью обычно имеют игровую форму проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в выполнении задания, а также развивают графические навыки. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. В основе работы над проектом были использованы такие виды продуктивной деятельности как рисование, лепка, конструирование, изготовление атрибутов для театра, театрализованная деятельность совместно с родителями. Знакомство со сказками через различные виды театра. Использовали различные виды театра при воспроизведении сказок. Чтение, просмотр сказок, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций, раскраски по сказкам. Дидактические игры по мотивам сказок. В ходе проекта мы пополнили и обновили содержание книжного уголка. создали картотеку пальчиковые игр и физминуток на сказочные темы. Были проведены консультации для родителей через папки-передвижки. Совместно с родителями были изготовлены атрибуты для театра, книжки –малышки. Проведена Акция «Почитай мне сказку на ночь». Чтобы привлечь родителей к данной акции мы оформили стенд, где родители регулярно отмечали какую сказку он прочитали. Это мотивировало родителей к чтению художественной литуратуры с детьми. Результатом (продуктом) проектной деятельности стала выставка рисунков, изготовление «Книжек- малышек» и организация Семейного театра. Наиболее удачные театрализованные постановки сказки были продемонстрированы родителями совместно с детьми в рамках родительского собрания. По итогам проекта, на конечном этапе при анкетировании показало, что родители стали больше уделять внимание семейному чтению и дальнейшему развитию речевой активности детей. Родители отметили, что дети с интересом слушают, когда им читают дома сказки. В процессе проекта все поставленные цели и задачи были реализованы. Совместная деятельность способствовала развитию детско-родительских отношений, родители стали больше читать детям. У детей повысился интерес к народным сказкам, уровень развития речевой активности, творческих способностей и коммуникативных навыков. Дети знают и любят народные сказки. Сказка- универсальное средство развития творческих способностей. Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться. Мы продолжаем выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога, взаимного доверия и понимания. Это все способствует установлению эмоционального контакта с детьми, развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи и творческих способностей детей.
|